Новая Хута


Краков.ру > Путеводитель по Кракову Бронирование гостиниц on-line


См. Новая Хута на карте

    Если вы смотрели фильм Анжея Вайды "Человек из мрамора", то история этого района Кракова (бывшего самостоятельного города) вам, в общих чертах, известна.
    Сейчас сложно сказать, что явилось настоящим поводом для начала его строительства именно здесь. Мне больше по душе такая трактовка…
    Краков издавна считался культурной столицей Польши. Ещё когда город был в составе Австрийской империи (после очередного раздела Польши), пользовался значительными правами и свободами. Ну а в XX веке после обретения Польшей независимый город полностью стал оправдывать звание культурной столицы. Не случайно фашисты в 1939 году, когда заняли город, поспешили собрать всю интеллектуальную элиту и вывезти её в концлагеря.
    Не удивительно, что после окончания второй мировой войны, когда стал вопрос, какой строй будет создавать новая власть, интеллигенция Кракова стала открыто высказывать своё недовольство новыми порядками. Поэтому политическим руководством страны решено было "разбавить" интеллигенцию города рабочим классом.
    Так и возникло решение о строительстве рядом с Краковом нового пролетарского города под названием "Нова Хута", что переводится как "Новый Металлургический комбинат".

    30 июня 1949 года в окрестности села Могила (Mogila) прибыла молодёжная Бригада Службы Польше и началось строительство первого послевоенного города и крупнейшего в стране металлургического комбината - Новой Хуты. Вскоре здесь появились первые жилые районы (osiedle [ощедле]), в которые заселялись люди со всей Польши. Новый город обещал новую работу и новую жизнь.
    На стройку собрали рабочих со всей страны - из деревень и малых городков, т.е. самый что ни на есть "пролетариат", которому по выражению классиков, нечего терять кроме своих цепей. Я не хочу чернить строителей этого комбината, но такова была задумка политического руководства.
    Если в 1951 году население города насчитывало 15 тысяч человек, то уже через 12 лет - 120 тысяч. Сегодня там проживает около 200 тысяч человек.

    Новая Хута должна была стать крупнейшим Металлургическим комбинатом региона. А сам город постепенно разросся бы, и Краков влился бы в него, как один из районов.
    План города, утверждённый в СССР, составлен так, что в центре пересекались его главные артерии: аллея Ленина (aleja Lenina), аллея Октябрьской Революции (aleja Rewolucji Pazdzernikowej), аллея шестилетнего плана (alejaPlanu 6-letniego) и аллея Кубинской Революции (aleja Rewolucji Kubanskoj).
    Поклонников группы "Ария" порадует сегодняшнее название одной из центральных улиц - это Аллея Роз :-).

    Итак, центром города была площадь на которую выходило 5 улиц под углом 45 градусов. Соответственно, и районы назывались просто: A, B, C, D (по часовой стрелке). Как бы развёрнутый веер. Город находится на взгорье, и с другой стороны главной площади просто открывался вид на окрестности, раскинувшиеся внизу. Уже в XXI веке стал строиться новый район – “E”, являющийся следующим сектором веера.
    На центральной аллее размещался памятник Ленину. В своё время он был продан за границу.
    Центральные улицы действительно широкие, на первых этажах размещаются магазины, кафе, культурные заведения. Словом, в лучших советских традициях (в хорошем смысле этого слова). За парадным фасадом - просторные дворы, как у сталинских домов в Москве. Однако жилые блоки выглядят весьма угнетающе: никаких архитектурных излишеств - ровные ряды окон 5-7 этажных домов.
    Ещё и сегодня на центральной площади можно зайти в столовую - точную копию бывших советских со всеми полагающимися атрибутами.

    В целом, Нова Хута мог быть вполне приличным районом города, если бы не оно но… Все дома - и общественные и жилые - серого цвета. Этот цвет везде, он преследует вас и действует просто гнетуще. На мой взгляд, выкрасить бы все здания белой, или хотя бы жёлтой краской (как сталинские дома в Москве), и город сразу бы преобразился. Но, почему-то был выбран серый. Возможно, это единственный цвет, не меняющийся независимо ни от каких выбросов расположенного рядом комбината.
    Словом, представьте себе образцово-показательный район в провинциальном советском городе - и вы получите почти точную картину того, что увидите в Новой Хуте. Аделайте поправку на то, что это был 1951 год, и получится, что город был те так уж и плох. Такие я видел ещё в далёком советском детстве... Если бы не эта серость повсюду...

    Однако последующее строительство осуществлялось достаточно хаотично. Стоит просто взглянуть на карту, что бы увидеть, что практически весь город представляет собой "микрорайоны" (Osiedle).
    Что значит "Osiedle"? Это жилая застройка, где улицам даже не дают названия. Если, например, в Москве это были бы какие-нибудь "Энные Кривоколенные переулки", то здесь всё ещё проще: никто не выдумывает как назвать переулок, а все дома микрорайона имеют сквозную нумерацию. Т.е. адрес может выглядеть как "Osiedle Zielone, дом 45". Поэтому в незнакомом микрорайоне найти нужный дом без помощи местных жителей бывает довольно сложно.



    По плану в "городе молодых" не было места для костёлов. Только после многолетних требований жителей, в 1967 начинается строительство "ковчега Господа" (arka Pana) и современно костёла в Мистшеовицах (kosciol w Mistrzeowicach). Автор проекта - Дариуш Козловски (Dariusz Kozlowski). Сегодня этот костёл считается одним из заслуживающих внимания примеров современной архитектуры. Сравниться с ним может, разве что только Центр Японской Культуры Мангха, расположенный напротив Вавеля.
    Планам поглощения Кракова не суждено было сбыться, и сегодня Нова Хута лишь один из районов старого города. Впрочем, сами краковяне его таким не считают. Для них пролетарский, в худшем смысле этого слова, район так и остаётся отдельным городом.

    Что касается жителей, может быть это моё предубеждение (хотя оказалось, что по статистике преступность в Новой Хуте гораздо выше, чем в Кракове), но, честно говоря, что даже вынимать фотоаппарат здесь было как-то боязно.
    Хотя ещё раз повторюсь, сменить серый цвет на более весёлый - и город преобразится.

    В период введения военного положения (в 80-е годы) рабочий класс Новой Хуты показал, что не является идеальным союзником властей - здесь также были волнения. Но в целом, здешние жители сильно отличаются по мировоззрению от "настоящих" Краковян.
    В доказательство своей правоты "настоящие" краковяне приводят факт голосования на выборах. Когда "настоящий" Краков голосует за "правильного" кандидата, Хута поддерживает коммунистов.
    Даже на карте города написано отдельно: "Краков и Нова Хута".
    Саму архитектуру Новой Хуты горожане считают советской, хотя лично я могу ответственно заявить что, по крайней мере, в Москве и Питере ничего подобного не видел.
    А что касается новых кварталов, то они очень напоминают мои родные московские многоэтажки.

    Относительно того, что дала Нова Хута Кракову, Вам расскажет любой краковянин - это загрязнение воздуха и химические дожди, десятилетиями разрушающие краковские памятники старины.
    Однако есть и светлые моменты, например электростанция, построенная в Новой Хуте сделала город энергетически независимым, что было очень кстати во время наводнения 1997 года, когда многие районы Польши ощущали нехватку электроэнергии.
    Кстати, мне было довольно забавно слышать, как "настоящие краковяне" говоря о Новой Хуте называют её отдельным городом, а говоря о электростанции в Новой Хуте, называют её краковской. ;-)

    В настоящее время металлургический комбинат переименован. Теперь он носит имя не Ленина, а Тадеуша Сендзимира (Tadeusz Sendzimir). Это известный металлург, работавший в Польше, России, Китае. После второй мировой войны жил в США, добился значительных успехов в профессиональной деятельности, многое сделал и для обучения польских металлургов в Америке.
    Теперь комбинат носит название "Huta im. Tadeusza Sendzimira" (HTS).
    Кстати, когда видите в автобусах название конечной остановки "C.A.H.T.S.", это означает "Административный Центр металлургического комбината" (Centrum Administracyjne HTS).

    До центральной площади Новой Хуты (Plac Centralny [пляц центральны]) можно доехать из Кракова трамваями 4, 15, 16,17, 21, 22 или автобусами 121, 163, 174, 501, 502 (рекомендую 501 или 502 - это экспрессы)..
    Транспорт здесь, как и вообще в Кракове, работает хорошо. Хотя ехать до "настоящего" Кракова приходится довольно долго (по местным меркам). Два города разделены своеобразной "санитарной зоной" с весьма хаотической застройкой, где старые пятиэтажки перемешаны с новыми красивыми кварталами.


Коммерческая реклама:

Новая Хута на карте


Просмотреть увеличенную карту

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы :: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Практическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Краковские шопки :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню © 2000-2001, Калашников Николай
krakow.ru@mail.ru
Последнее обновление: май 2001
www.krakow.ru