Королевская дорога или "галопом по Кракову"

Пешеходная экскурсия по Кракову - главные достопримечательности города за 1 час
 
Площадь Матейки - начало экскурсии
Барбакан - оборонительные стены Кракова
Флорианская улица - главная улица
Рыночная площадь - главная полощадь
Мариацкий костёл - самый красивый и знаменитый костёл Кракова
Сукенницы - украшение Рыночной площади
Музей Чарторысских и знаменитая картина «Дама с горностаем»
Костёл Доминиканцев
Костёл Францисканцев - два главных монашеских ордена средневекового Кракова
Дворец епископов - здесь начиналась история Иоанна Павла Второго
Костёл Петра и Павла
 
Королевская дорога на карте - экскурсия по Старому городу наглядно

Краков.ру > Путеводитель по Кракову Бронирование гостиниц on-line

      Все знают, что главные достопримечательности Москвы - это Красная площадь и Кремль.
      В Кракове тоже есть своя "Красная площадь" и свой "Кремль". Это - Рыночная площадь и Вавельский замок.
      Однако, в отличие от Москвы, в Кракове эти достопримечательности находятся не рядом друг с другом. И поскольку весь центр (Старый город) является пешеходной зоной, то основные туристические достопримечательности соединили специальной туристической трассой, которую назвали "Королевская дорога".
      Когда-то по ней действительно проезжали короли, прибывавшие в Краков, поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня на этом пути встречается так много достопримечательностей - ведь каждый хотел иметь дом поближе к столь престижной дороге.
      Итак, королевская дорога проходит через весь Старый город (Stare Miasto) с севера на юг. Начинаясь на площади Матейки она ведёт нас через Рыночную площадь (Rynek Glowny) к Королевскому замку Вавель.

    Как добраться до площади Матейко - читайте здесь.

Площадь Матейки

    Наша экскурсия начинается от площади Матейки, бывшей рыночной площади города Клепаж.
    Надо сказать, что на территории современного Кракова когда-то находилось несколько отдельных городов (Казимеж, Клепаж, Подгуже и другие), которые с течением времени входили в его состав, и сейчас являются его районами.
    В центре площади установлен конный памятник. Но восседает на нём совсем не Матейко, как можно было бы предположить. Ян Матейко - это знаменитый польский художник, прославившийся своими историческими полотнами (такими как "Проповедь Скарги", "Баторы под Псковом", "Битва при Грюнвальде" - в которых запечатлены сцены из польской истории), по которым сегодня польские дети учат свою историю.

    А на коне восседает король Владислав Ягелло, победитель в битве 1410 года под Грюнвальдом, где польско-литовские войска одержали победу над Крестоносцами.
    Спереди стоит, опираясь на меч, князь Витольд. А у его ног лежит поверженный предводитель Крестоносцев Ульрих фон Юнгинген.
    Памятник был установлен в 1910 году на средства известного пианиста, композитора и политика Ингация Яна Педеревского. Автор скульптуры - Антони Вывульский. В 1939 году он был уничтожен немцами, и восстановлен уже после победы в 1975 году.
    Перед памятником поставлена могила неизвестного солдата. Каждый год в годовщину начала второй мировой войны, 1 сентября, к ней возлагают цветы (что, конечно, приятнее делать на центральной площади города, чем на удалённом воинском кладбище).
    Также эта площадь "принимает парад" и 3 мая, когда в Польше отмечается День конституции.

    За памятником виднеется костел св. Флориана, построенный в XIV веке, и принадлежавший раньше Ягеллонскому университету. (Если вы шли по улице Kurniku - то вышли как раз рядом с ним.) Здание которое вы видите построено в XIV веке, а первый костёл на этом месте был поставлен ещё в 1185 году.
    С его закладкой связана старинная легенда. Итак, в те давние века, мерой престижа для городов была их набожность. А набожность, в свою очередь, измерялась в количестве и престижности священных реликвий, хранимых в городе. И вот по просьбе короля Казимира Справедливого, что бы поднять престиж Кракова, Римский Папа Люций III, направляет ему тело мученика Флориана.
    Святые мощи вышли встречать все набожные краковяне, во главе с королём Казимиром Справедливым и краковским епископом Гедеоном. Внезапно, на подходе к городу, волы, вёзшие повозку с мощами, встали, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. И только когда король и епископ пообещали поставить в этом месте костёл, повозка двинулась дальше. Вот так и возник на этом месте костёл.
    Культ Св. Флориана имел в Кракове большую силу, так например его именем названа и башня - Флорианская - главный вход в город, и улица ведущая к Рыночной площади.
    Замечу, что в 1945-1951 году викарием костёла был Кароль Войтыла, нынешний Римский Папа Иоанн Павел II.

    Слева (если смотреть на костёл) на площади вы видите здание Академии Изящных Искусств (Akademia Sztuk Pieknych). Это благодаря усилиям Яна Матейко школа изящных искусств получает в 1873 году статус самостоятельного высшего учебного заведения. После чего власти выделяю землю для постройки её здания. И наконец, в 1879-1880 годах появляется этот дом. В 1900 году учебному заведению присваивается ранг академии.
    С её именем связаны такие мэтры как Ян Матейко (Jan Matejko), Станислав Выспяньский (Stanislaw Wyspianski), Юзеф Мехоффер (Jozef Mehoffer), Тадеуш Кантор (Tadeusz Kantor), Анджей Вайда (Andrzej Wajda) и многие другие.

    А слева наискосок от вас (дом с колоннами) находится здание Окружного управления железных дорог. Построенное в 1889 году оно считалось самым современным в Кракове. В нём уже тогда были лифты, собственный водопровод и газовое освещение.
 

Барбакан

    Теперь перейдём через улицу, и подойдём к круглому кирпичному зданию. Этот оборонительный бастион называется Барбаканом (в Москве тоже есть подобное сооружение – это Кутафья башня Кремля).
    Обратите внимание на то, что стены барбакана окружает глубокий ров. Это всё, что осталось от средних веков, когда город был окружён глубоким рвом с водой, и попасть в него можно было только через барбакан. Сначала через подъёмный мост (он выходит на площадь Матейки) люди попадали в барбакан, и только потом, по специальному переходу могли пройти дальше к Флорианской башне.
    Этот бастион предназначался для обстрела с флангов вражеских войск, штурмующих городские стены. В случае же опасности, и сам Барбакан, вокруг которого, как я уже сказал, был вырыт глубокий ров с водой (ширина его в этом месте достигала 24 метров), могли поддержать огнем с городских стен, примыкавших к Флорианской башне.
    Построенный в 1498-1499 годах, в связи с угрозой вторжения турецких войск, барбакан являлся настоящим шедевром европейской оборонной архитектуры. Диаметр его составляет 24,4 метра, а толщина стен - более 3 метров.
   Вообще, в те годы перед высокими оборонительными стенами (называемыми по-польски «муры») стояла ещё дополнительная стена меньшей высоты (по-польски «предмурек»). Барбакану неоднократно довелось принять участие в сражениях: в 1587 с немецкими войсками, в 1655 году со шведскими, в 1772 с русскими.

    Сегодня в летний период Барбакан нередко используется для театральных или эстрадных постановок. При желании можно зайти внутрь (с 1999 году он открылся для посетителей; вход платный: 6 zl взрослым и 4 zl детям). Внутри барбакана находится выставка, рассказывающая о его истории.

    (Раньше рядом с барбаканом находилась могила советским воинам-освободителям, но в середине 90-х годов она была перенесена на воинское кладбище.)

    С западной стороны на стене барбакана висит памятная табличка о герое обороны 1768 года Марчине Орацевиче. Речь идёт о "барской конфедерации", когда к городу подступали русские войска. Существует легенда по которой у защитников барбакана после тяжёлого боя закончились патроны, и тогда Марчин зарядил ружьё пуговицей от одежды, прицелился и… попал в голову предводителю русских войск полковнику Ивану Панину. Войска лишившись своего командира отступили, и битва была выиграна.
    Стоит, однако, сказать, что в исторических записях о штурме нет упоминания фамилии Панин, хотя в 1889 во время эксгумации русских офицеров, погибших в 1768, в одном из черепов обнаружена глубокая рана под левым глазом, что свидетельствует о том, что кого-то из русских офицеров Орацевич всё-таки подстрелил.

    Здесь Вы можете увидеть, как выглядел Бабракан минуту назад (веб-камера) >

Городские стены

    Раз уж речь зашла об оборонительных сооружениях, надо сказать, стоит сказать, что повеление построить вокруг города оборонительные стены издал князь Лешек Чарны (Leszek Czarny) в 1285 году. К концу XVIII века горд был окружён крепостной стеной, на которой было 7 въездных ворот и 47 башен.
    Кроме основной крепостной стены город окружала специальная дополнительная стена высотой несколько метров. И, как я же сказал, по периметру город окружал ров с водой.

    В таком виде оборонительные стены просуществовали до начала XIX века. После третьего раздела Польши (в 1795) эта часть страны перешла под австрийское управление. Деятельность национально-освободительных движений создавала реальную угрозу восстаний. А имея такие оборонительные укрепления город мог довольно долго держать оборону. И что бы обезопасить себя, австрийские власти решили снести городские стены.
    Формальным поводом для этого было техническое запустение оборонительных объектов, да и ров с водой производил не лучшее впечатление на приезжающих. С военной же точки зрения, благодаря развитию артиллерии, старинные стены практически утратили своё оборонное значение.
    Как бы то ни было, в начале XIX века городские стены были снесены.

    От них осталась только Флорианская башня и небольшой фрагмент. Их удалось сохранить благодаря стараниям профессора Ягеллонского университета Феликса Радванского (Feliks Radwanski), который убедил городские власти в том, что с севера часто дуют холодные ветра, приносящие в город болезни, и эти ветра отрицательно скажутся на здоровье гуляющих, среди которых есть и супруги высокого начальства. И только в целях защиты их здоровья необходимо сохранить часть стены с северной стороны. Аргумент оказался убедительным...

    На месте снесённых городских стен и засыпанного рва были разбиты аллеи - Планты, которые сегодня зелёным кольцом окружают Старый город. (Им посвящена отдельная экскурсия).

    А мы тем временем проходим к Флорианской башне. Её название походит от названия одноимённого костёла. Впервые в исторических хрониках она упоминается в 1307 году. Высота её - 34,5 метров. Герб с белым орлом на башне - это герб королевской династии Пястов, который позднее стал гербом Польского государства. (Установлен в 1882 году по проекту Яна Матейко на месте прежнего.) На обратной стороне башни, выходящей на одноимённую улицу находится фигурка Святого Флориана установленная в 1889 году князем Владиславом Чарторысским (а на втором этаже самой башни - часовня Св. Флориана)
    В правой арке находится также интересная икона.

Флорианская улица

    Пройдя через арку мы попадаем на Флорианскую улицу. Эта улица начала застраиваться ещё в XIV веке, и сегодня здесь можно видеть дома самых разных эпох и стилей.
    Добавлю также, что с 1881 года по этой улице ходил первый в Кракове конный трамвай, а с 1901 года - электрический. Интересно, что когда рельсы для трамвая уже проложили под аркой Флорианской башни, то оказалось, что закупленные трамваи в неё не проходят по высоте. :-)

    Справа от нас находится отель "Польский" или "Под белым орлом". Первый гостиный дом на этом месте появился в 1827 году, назывался он "Ловушка Станишевского". Позднее в 1858 году он был преобразован в "Отель под Белым орлом", а с началом XX века приобрёл новое имя: "Отель Польский".
    На городской стене с правой стороны под открытым небом располагается выставка-продажа картин современных художников, учащихся в Академии изящных искусств. Шедевров здесь вы не встретите, но посмотреть интересно. Тем более, что на картинах часто встречаются пейзажи старого Кракова.

    Немного дальше, справа, вы видите арочный переход между домами - это часть музея Чарторысских. К музею мы вернёмся позже, а пока идём по улице Флорианской дальше.

    Во втором доме слева находится, как утверждают местные жители, самый красивый в Польше Макдональдс. Если вы голодны - для вас это тоже достопримечательность. :-) (Кстати, работает он с 7:00 до 2:00.)

    Вообще, каждый дом на улице Флорианской имеет своё имя и свою историю. Но т.к. эта экскурсия обзорная, мы будем останавливаться только у самых известных.

    Первая остановка у дома №45. Это "каменица Белзовска", или по-русски "дом Белзовских", известный благодаря вошедшему в историю кафе-кондитерской "Яма Михалика".
    Основателем кондитерской был Ян Аполинарий Михалик, сын земского начальника, которого отец в наказание за плохую учёбу послал учиться кондитерскому делу во Львов к кондитеру А.Бернацкому. После обучения молодой Михалик открыл в этом доме в 1895 году "Львовскую кондитерскую" (Cukernia Lwowska).
    Ради рекламы молодой кондитер стал давать своим пирожным звучные имена: "Флирт", "Кармен", "Мицкевич".
    Сюда стали приходить художники из Академии изящных искусств (что на площади Матейко), появлялись актёры и писатели, которые и окрестили кафе в "Яму Михалика" из-за того, что в его зале не было окон.
    И не раз ввиду отсутствия денег художники расплачивались с хозяином своими картинами, которые владелец вешал здесь же на стенах.
    Именно здесь возникла идея издать альбом карикатур краковских актёров, который был издан в 1904 году и имел большой успех.

    В 1905 году прибывший из Парижа молодой поэт и драматург Ян Август Киселевский (Jan August Kisielewski) предложил отрыть здесь кабаре, которое назвал "Зеленый шарик" (Zielony Balonik). Тексты для кабаре писал Тадеуш Бой Зелински (Tadeusz Boy-Zelenski).
    В "Зеленом шарике" собиралась интеллектуальная элита Кракова, артисты, университетские профессора, весь краковский Парнас. О приглашении в Яму Михалика мечтали в те годы многие.
    Теперь художники стали специально украшать кондитерскую своими картинами, карикатурами, витражами. Популярность росла, поэтому в 1910 году владелец расширяет помещение.
    После окончания первой мировой войны в 1918 году хозяин продал дело своим официантам, но под их управлением кабаре постепенно пришло в упадок. Традиция была возрождена только после второй мировой войны.
    Сегодня здесь по пятницам и субботам вечерами устраиваются выступления кабаре, в которых принимают участие известные польские артисты.
    Вы можете зайти сюда, и выпить здесь в неповторимой атмосфере старой кондитерской чашку кофе с прекрасным пирожным. "Яма Михалика" - один из элементов старого Кракова, такой же как "Кафе Греко" в Риме, или "У Калиша" в Праге.

    Дом №41 по улице Флорианской - дом Яна Матейки, выдающегося польского художника. Здесь в 1838 году он родился, и прожил почти всю свою жизнь.
    Ян Матейко прославился как автор исторических полотен, иллюстрирующих важнейшие события в истории Польши, кроме того он был известен как защитник исторических памятников, и создатель галереи портретов польских королей. Кроме того, он был автором многих проектов для костёлов, в том числе полихромии в костёле Мариацком. Как художник он оказывал большое влияние на своих современников. А самым знаменитым его учеником был Станислав Выспяньский.

    В 1873 году художник перестраивает дом, полностью изменив фасад, пригласив для этого известного архитектора Томаша Прылиньского (Tomasz Prylinski).
    В 1893 году в этом же доме художник и умер. После смерти Яна Матейки его друзьями в доме был создан биографический музей художника. Этот музей работает и сегодня. При наличии свободного времени вы также можете его посетить. (Постарайтесь найти его среди рекламных вывесок.)

    Стоит добавить также, что в 1880 году гостем этого дома был император Франц Иосиф.

    Вообще Франц Иосиф в Галиции, в состав которой входила южная часть Польши, отошедшая к Австрии в результате раздела страны, весьма почитаем. Ибо на старости лет грозный монарх превратился в "доброго дедушку", который заботился о процветании края.
    Практически все технические новинки того времени обязательно появлялись в Галиции. Например, первая регулярная авиалиния в Польше появилась именно здесь. Она связывала Краков и Львов. Поэтому не мудрено, что в домах часто висел портрет Франца Иосифа.
    И сегодня, его портрет вывешивают многие кафе и рестораны, воссоздавая атмосферу "под старину".

    Проходим дальше. В доме №25 находится Фармакологический музей (Muzeum Farmacji) Краковской медицинской академии, рассказывающий об истории аптекарского дела в Польше со времен средневековья до наших дней. Здесь можно увидеть старинное аптечное оборудование; в музее воссоздан старинный аптечный подвал и алхимические залы.
    Этот музей широко известен среди специалистов.

    Идя дальше, подходим к дому №14 - это отель "Под Розой".
    Во 2-й половине XVI века дом принадлежал семье Проспера Прованы, который в 1558 году по велению короля Казимира Августа организовал регулярное почтовое сообщение между Краковом и Венецией. С этого времени дом украшает прекрасный ренессансный портал, с массивными колонами. Латинская надпись над входом гласит: "Пусть дом этот стоит пока муравей не выпьет моря, а черепаха не обойдёт весь мир".
    В начале XIX века семья Бурчиньских, владевшая домом к тому времени, открывает здесь гостиницу. В 1805 году её гостем становится российский царь Александр I и его брат Константин. С той поры гостиница стала называться "Hotel de Russie" (Русский отель). Под этим именем гостиница просуществовала до 1864 года, когда русские войска жестоко подавили январское восстание, и название "русский" стало просто оскорбительным. Тогда отелю было дано нейтральное имя "Под Розой".
    Здесь в 1843 году останавливался Ференц Лист, приезжавший в Краков с концертами.
    А вот Оноре де Бальзак, который останавливался в Кракове в 1847, 1849 и 1850 году никогда не был в этом доме, как утверждают некоторые путеводители. Писатель останавливался в гостинице "Под Белой Розой", что находилась на улице Stradom, 13. В последствии оттуда на Флорианскую был перенесён ресторан "Под Белой розой", поэтому и возникло такое недоразумение.

    В конце улицы Флорианской обратим внимание на дом №1 (слева) - это "дом под неграми" или "под эфиопами" с оригинальным барельефом, изображающий двух негров держащих корзину с фруктами. В XVI веке здесь была аптека, известная как "Аптека под эфиопами".
    Вообще, стоит обратить внимание на такие элементы декора зданий. Дело в том, что в прежние века как таковой нумерации домов не существовало, и как раз для облегчения ориентирования, на домах и устанавливались такие отличительные знаки.



Рыночная площадь

    А мы, тем временем, вышли на Рыночную площадь.
    Сразу хочу оговориться, что по-польски она называется просто "Rynek" [рынэк], точнее "Rynek Glowny" [рынэк глувны].     Когда краковяне говорят "пойдём на Рынок" они имеют ввиду Рыночную площадь, а не базар с овощами и фруктами. Но т.к. "рынок" не очень хорошо звучит по-русски, я буду везде называть центральную площадь - Рыночной площадью. А вы помните, что на картах её следует искать как "Rynek Glowny".

    Рыночная площадь в Кракове - одна из крупнейших рыночных площадей в старой Европе. Ее размер 200х200 метров. Возникла она по локационному плану 1257 года, согласно которому центром города должна была стать площадь, от которой в разные стороны расходились бы по три прямые улицы. И весь город был таким образом поделен на квадраты, как шахматная доска.
    Так возникли четыре квартала, границами которых стал крест из улиц пересекавшихся в центре Рыночной площади: это были кварталы Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский.
    Размеры рыночной площади на много превышали потребности горожан, она была сооружена как бы "на вырост". Однако застраивается она довольно быстро. Сооружается здание Суконных рядов и городской ратуши.
    Рынок стал торговым центром, где находилось место для ремесленников самых разных специальностей. Вся площадь была поделена на отдельные части: был здесь соляной ряд, угольный, рыбный, хлебный, и т.п.
    Площадь не раз становилась свидетелем важнейших исторический событий. Здесь после коронации королю приносили клятву мещане. Проходили на площади и казни.

    Однако всё меняется с началом XIX века, когда в город приходят австрийские власти. Рыночная площадь, как центральная, должна была стать украшением города. На площади было оставлено только обновлённое здание Суконных рядов (Сукенниц) и башня ратуши. Обновляются фасады домов, выходящих на площадь. Убирается и кладбище возле Мариацкого костёла, могилы с которого переносятся на новое Раковицкое кладбище.

Мариацкий костёл

    Первое, на что обращает внимание каждый -величественное здание Мариацкого костела, главной святыни средневекового Кракова.
    Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерами близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен во время набега татар.
    Позднее, фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади - ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана.

    В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль.
    Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м. Наконец, в XVIII веке интерёр костёла перестроен в стиле барокко, и у костёла появляется притвор.

    Вообще, с Мариацким костёлом связано несколько легенд. Есть даже красивая легенда «для взрослых», связанная со строительством костёла.
    Построить столь величественное здание, как вы понимаете, задача не из лёгких. Поэтому возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «далеко не в лучших» отношениях. Но строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак.
    Отец, у которой был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе.
    Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не они учли одного обстоятельства...
    После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии.
    В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга.
    Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами?
    В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор.
    Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.

    С высокой сигнальной башни каждое утро трубач возвещал о начале дня, и о том, что городские ворота открываются, а каждый вечер его сигнал возвещал о закрытии входа в город.
    С краковским трубачом также связана красивая легенда. Согласно преданию, в XV веке трубач первым заметил неприятеля, подступавшего к городским стенам, и успел подать сигнал об опасности. Но при этом он погиб, будучи сраженным татарской стрелой, пронзившей его горло.
    В память о той легендарной смерти каждый час на четыре стороны света, по очереди, звучит над городом мелодия, неожиданно обрываясь. Сначала мелодия играется на Вавельскую сторону для короля (южная сторона), затем в сторону ратуши для городских властей (на запад), затем в сторону городских ворот для стражников и, наконец, в сторону пожарной охраны (пожарная часть и сегодня расположена в нескольких сотнях метрах, возле Главной почты).
    В 1927 году эта мелодия стала позывными 1-й программы польского радио. А вообще трубач ежедневно играл на башне с 1392 года до второй половины XVIII века. Возобновилась эта традиция в 1810 году, и даже время второй мировой войны её исполняли 2 раза в день - в 12:00 и 19:00.
    Сегодня этот сигнал можно слышать каждый час.
    Туристы обычно собираются "на прослушивание" во дворике за Мариацким костёлом. На ту сторону трубач играет в последний раз, а затем он машет рукой туристам, что является хорошей приметой.

    Легенда о краковском трубаче имела и другое продолжение. Согласно ему, после того, как горло трубача пронзила стрела татаро-монгольского воина, Польша потеряла независимость; и вернуть независимость страны можно было только после того, как польский трубач протрубит свою песнь с самого высокого минарета Самарканда – столицы татаро-монгольского государства. И вот в 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши была восстановлена.
    Сразу скажу, что не стоит проверять факты и даты – это всего лишь легенда. :-)

    В сентябре 2001 года башня, после долгого перерыва, снова открылась для посетителей. На неё можно подняться во врочник, четверг и субботу с 9:00 до 11:30, и с 13:00 до 17:30, отстояв длинную очередь. (Внимание! Дни посещений могут меняться!)
    Интересной забавой во время восхождения является подсчёт количества ступеней. Каждый раз оно получается разным.
    Может быть вам удастся пересчитать их точно?

    Обратите внимание на то, что обычно этот костёл разделён на две части - для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А вот справа находится вход для туристов; здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть.
    Жемчужиной Мариацкого костёла является трёхстворчатый алтарь шириной около 11, и высотой более 12 метров, из липового дерева, покрытый полихромией. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше.
    Для его создания городские власти пригласили знаменитого скульптора Вита Стфоша (Wit Stwosz), который соорудил себе мастерскую на улице Гродсокй, и в течение 12 лет (с 1477 по 1489 год) вместе с помощниками и учениками работал над заказом. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова!

    Роспись костёла - дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским, Влодимижем Тетмайером.
    Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне (Giambattista Pittionie), и лучшего художника Венеции Тепола (Tiepol). Именно кисти Питтоне принадлежит образ Благовещения Богоматери.

    В центральной части алтаря мы видим Успение Богоматери, а над ним - Вознесение Марии. На боковых крыльях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Образы венчает сцена коронации Матери Божей, а по бокам находятся фигуры покровителей Польши - святых Войчеха и Станислава.
    За алтарём можно увидеть бесценные витражи, созданные в 1370-14000 годах.

    Следует обратить внимание также на Распятие Христа (Krucyfiks Szlackerowski), находящееся справа от входа (входа для туристов). Полная экспрессии каменная скульптура изображающая мучения Иисуса на кресте - тоже творение Вита Ствоша.
    Слева от распятия находится другой заслуживающий внимание объект, выходящий в главную галерею - Святилище (Cyborium). Это место, где хранится святое причастие. Создано оно в 1552 году по проекту Яна Марии Падовано (Jan Maria Padowano). (На святилище обычно находится надпись: "Najswietszy Sakrament - przykleknij", что значит "Пресвятое причастие - встать на колени". Верующие обязаны соблюдать правила.)

    Напоследок могу добавить, что последняя генеральная реставрация, при чём и внешняя и внутренняя, была закончена в 2000 году, когда внутренняя роспись костёла была очищена от многолетнего тёмного налёта. Многие краковяне с удивлением увидели, что внутренняя роспись костёла оказывается выполнена не в тёмных, а в светлых тонах.
    Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг - во время реставрации на костёле разместить коммерческую рекламу. Не все одобряли этот шаг, но когда увидели результат - вопросы отпали сами собой.

    Увидеть костёл во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нём иногда по вечерам концертов органной музыки.
    Тогда в костёле включается всё освещение и можно осмотреть его целиком. А кроме того, у вас будет возможность насладиться прекрасной органной музыкой. При чём совершенно бесплатно!

    Другой достопримечательностью Мариацкого костела являются солнечные часы, которые можно увидеть со стороны внутреннего дворика. Установлены они в 1954 году на месте прежних, бывших здесь с XVII века. Кроме часа, по ним можно узнать также и точную дату.

Мариацкая площадь

    Когда будете проходить мимо бокового входа, обратите внимание на кандалы, прикованные сбоку от входных дверей, это «обруч грешников». В них заковывали преступников; может быть для того, что бы приличные люди узнали их в лицо, а может быть, в назидание другим. При чём обруч находился на такой высоте, что закованный в него не мог ни разогнуться в полный рост, ни встать на колени. Словом, христианская религия, конечно, милосердна, но и с преступностью нужно было как-то бороться.

    Небольшая площадь справа от Мариацкого костёла носит название Мариацкой площади (plac Mariacki). На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента - жака. Этот фонтан - подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.

    Надо сказать, что в средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы - они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади.
    В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары.

    Рассказ об истории костёла Св. Барбары стоит начать со времени постройки Мариацкого.
    В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.
    Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
    Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором - либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Как видите, "волевые решения" - далеко не советское изобретение. :-)
    Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день.

    Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время.
    Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах.
    С 1586 года он перешёл к ордену Иезуитов. Здесь вёл свои проповеди Пётр Скарга (его имя связано с костёлом Св. Петра и Павла, о котором вы прочтёте ниже).

    Центральный вход в костёл Св. Барбары обычно закрыт, и войти внутрь можно только обойдя костёл со стороны Малого Рынка.

    Рядом с Мариацким костёлом иногда выступает "Белая дама". Это не просто "живая фигура" - это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение - более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает - быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго.

Сукенницы

    К сожалению, в настоящее время Сукенницы находятся в ремонте, так что этот раздел будет полезен тем, кто приедет в Краков после завершения реконструкции.

    Здесь Вы можете увидеть, как выглядят Суконные ряды в данную минуту (веб-камера) >

    В центре рыночной площади находятся Суконные ряды (Сукеннице - Sukiennice). Впервые задние было построено в 1300 году королём Болеславом Стыдливым (Boleslaw Stydliwy). Тогда два существовавших суконных ряда соединили под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски).
    Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).
    Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды.
    Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году); вход в нее находятся справа от центральной арки со стороны Мариацкого костела. На дверях висит список всех музеев старого города с указанием адресов, режима работы и ценами билетов.
    К сожалению, с февраля 2007 года музей закрыт на ремонт.

    Кроме сувенирных лавок на первом этаже в здании находится несколько кафе и ресторанов.

    В арке Сукенниц, выходящей к памятнику, висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла (впрочем, я обещал не рассказывать здесь эту легенду).
    По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос - тот вор. Ну а ели волосы уже были отрезаны - тогда уже отрезали уши.

Памятник Адаму Мицкевичу

    Перед Сукенницами, напротив Мариацкого костела стоит памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, поставленный в 100-ю годовщину со дня рождения поэта в 1898 году. История памятника весьма интересна.
    В 1848 году ректор Ягеллонского университета проф. Йозеф Майер предложил Мицкевицу кафедру Истории польской литературы. Тот принял предложение, однако университет его так и не дождался. За всю свою жизнь поэт так ни разу и не посетил Краков даже проездом. И только после смерти в 1890 году его прах был доставлен из Парижа и захоронен на вавельской кафедре.
    Объявленный конкурс на памятник поэту выиграл, по мнению современников, далеко не лучший проект Теодора Рыгера (Teodor Rygier). Со дня установки возникали споры об эстетической ценности памятника... Однако и Церетелевского Петра Первого в Москве снимать пока никто не собирается...
    В основании памятника - 4 аллегорические фигуры: в сторону ул. Sienna - Отчизна, ул. Florianska - наука, к Сукенницам - мужество, и к костёлу Св. Войчеха - поэзия.
    Как и на площади Матейки, этот памятник - копия. Когда город заняли немцы, то начали уничтожение польской культуры со сноса памятников великим полякам. Этот памятник снесли в 1940 году немцы снесли памятник; а восстановили его в 1955 году в сотую годовщину со дня смерти поэта.

    Накануне рождества, в первый четверг декабря, перед памятником проходит конкурс строителей шопок - рождественских домиков.

    Кстати, связь Пушкина и Мицкевича продолжается через века. Как в Москве перед памятником Пушкина, краковяне любят встречаться перед памятником Мицкевичу. Среди краковян он известен как «Адащь» (это уменьшительное имя от Адама). Благо периметр памятника довольно длинный, и места хватает всем.
    Однако, если вы не знаете того, с кем встречаетесь в лицо, я советую встречаться не перед Мицкевичем, а перед костёлом Св. Войчеха.

    Вообще с памятником Адаму Мицкевичу связано немало традиций
    Самая «интересная» - школьники и студенты во время «стоднювки» (так называется бал учеников и учителей, который проходит за 100 дней до начала экзаменов), приходят к памятнику, что бы обпрыгать его на одной ноге; они верят, что количество кругов которое удастся проскакать на одной ноге и будет их оценкой на экзамене. (Обычно «стоднювки» проходят в январе.)
    Краковские дембеля, вернувшиеся домой – их вы узнаете по длинным смешным махровым накидкам – приходят к памятнику, что бы встретиться здесь с друзьями; они делают отжимания, каждый раз громко выкрикивая названия месяцев, которые провели в армии. (Кстати, воинская повинность в Польше с недавних пор отменена.)
    На день рождения поэта, 24 декабря, краковские цветочницы складывают букеты к подножью памятника.
    Наконец, спортивные фанаты собираются «у Адащя», что бы отметить успехи своих команд.

    С другой стороны площади возвышается башня ратуши, главнейшего здания старого города.
    Первое упоминание о ней относится к 1316 году. Однако, что говорить о том, чего нет. В 1817 году началась перестройка городской ратуши. С этой целью было разобрано старое административное здание, состояние которого было столь плачевным, что угрожало жизни краковян. Башня тоже должна была быть разобранной, но общественность воспротивилась сносу "реликвии", и в 1821 году утверждается новый проект ратуши. Впрочем, до постройки дело так и не дошло.
    С тех пор от ратуши осталась только башня.
    Сегодня в ней располагается отдел музея истории Кракова (открыт только летом), а в подвалах находится театральная сцена. Кроме того, на башню можно подняться, и полюбоваться городом с её выстоты.

    Поблизости от башни ратуши установлена памятная плита на месте, где 24 марта 1794 года принес присягу на верность народу предводитель народного восстания Тадеуш Костюшко.

    А в 1918 году, с обретением Польшей независимости, у подножья ратуши были сложены символы уходящей австрийской власти.

    Чуть дальше, за ратушей находится стеклянная копилка для сбора пожертвований - Skarbonka [скарбонка]. Это место также популярно у краковян как место встреч. Когда краковянин говорит о встрече "pod skarbonka" [под скарбонкон] - они имеет ввиду именно эту копилку.

    Но вернёмся снова на другую строну Сукенниц. Напротив ратуши вы видите низкое здание костёла Св. Войчеха (у выхода на ул. Гродска (Grodzka)). Здесь читал свои проповеди Св. Войчех.
    Это один из самых старых Краковских костелов, построенный в конце XI века. Сегодня основная его часть находится под землей, но когда-то он стоял нормально, так что вы можете представить себе высоту Рыночной площади в те времена. В XVII веке костёл получил барочный купол.
    В подземельях костела сейчас располагается экспозиция археологического музея, посвященная истории Рыночной площади.

Обходим Рыночную площадь

    Вообще, на Рыночной площади о каждом доме можно долго рассказывать. Но я позволю себе ограничиться лишь кратким описанием, а подробно остановлюсь лишь на некоторых.

    Итак, справа от Мариацкого костёла находится (весьма полезный для каждого туриста) крупный книжный магазин "EMPiK" (открыт в 2001 году). На втором этаже находится отдел путеводителей, где вы можете купить карту Кракова и открытки.
    Серый дом справа от улицы Сенна (Sienna) (дом №6) - Kamienica Szara [каменица шара] (серый дом). По легенде этот дом подарил король Казимир Великий своей возлюбленной Шаре (Szara). От этого и пошло название; но слово szara [шара] в польском языке значит "серая", поэтому название можно перевести и как "серый дом". Во время народного восстания под предводительством Костюшко, здесь размещался штаб восставших.
    Дом №7 - Kamenica Montelupich - дом семьи Монтелюпих. Здесь находилась первая профессиональная польская почта.
    Дом №8 - Kamienica Pod Jaszczurami - дом под ящерицами. Известен тем, что в нём находится музыкальный клуб (или кафе) "Pod Jaszczurami".
    А вот дом №9 будет интересен любителям российской истории. Это Kamienica Bonerowska - дом Бонеровских. В 1604 году здесь проходила свадьба Дмитрия Самозванца с Марией Мнишек.
    Дом №10 - Dom pod Zlotym Karpem - дом под золотым карпом. Принадлежал когда-то Итальянскому братству.
    Дом №13 - Kamienica Pod Zlota Glowa - дом под золотой головой. Здесь жила династия краковских аптекарей.

    Слева от улицы Гродской (Grodzka) в доме №16 (напротив костёла Св. Войчеха), находится самый знаменитый польский ресторан "U Wierzynka" (У Вежинка). Здесь городской богач Миколай Вежинек принимал почётных гостей короля Казимира Великого, участвующих в краковском конгрессе 1364 года. На том приёме присутствовал император Карл IV, король венгерский Людвик Великий и другие знатные гости. Приём прошёл на высшем уровне - гости ели из золотой посуды, а еда была самая что ни есть изысканная. Словом, пир горой.
    Конечно, после принятия столь высоких гостей слава о Вежинке пошла по всей Польше. И сегодня, когда хотят сказать о богатом столе, говорят "как у Вежинка".
    Стоит отметить, что в этом доме проходил и королевский пир посвященный обручению внучки короля Казимира Великого Елизаветы с императором Карлом IV.
    После второй мировой войны здесь был открыт ресторан, в котором проходят приёмы на самом высоком уровне.
(Впрочем, хочу заметить, что сегодня у Вежинка появился конкурент, который приобретает среди краковян всё большую популярность (хотя туристы о нём мало знают) - это ресторан "Hawelka" (Хавелка) - дом №34.)

    Дом №19 - Kamienica pod Obrazem - дом под картиной. На этом доме вы видите картину (1718 года) изображающую Божью Мать с младенцем на руках.
    Дом №20 - Palac Hermana z Raciborza - дом Германа из Рацибожа, известный так же как Дворец Птоцких, Яблоновских или Збараских.
    Дом №21 - Kamienica Lanckoronskich - дом Ланцкоронских, или дом под Евангелистами. На первом этаже можно увидеть остатки часовни XVIII века.
    Дом №23 - Kamienica Kromerowska - дом Кромеровский. Перед этим домом в 1769 году наказывали попа российских войск, которые стояли тогда в Кракове. Этот поп во время крещения ребёнка в Висле утопил его. И в наказание должен был получить пятьсот ударов палкой по голой заднице, на глазах у собравшегося народа.
    Дом №25 - Kamienica Pod Kurkiem - дом под курицей. В этом доме Анна Вонсович (Anna Wasowicz) принимала в первом краковском художественном салоне учёных, писателей и сливки общества.
    Дом №26 - Kamienica Ksiazeca - дом луны. Возможно, здесь жил известный в Польше чернокнижник Твардовский (Twardowski).

    Справа от улицы Св.Анны (Sw.Anny) дом №27 - Palac Pod Baranami - дворец под баранами. Над его дверями вы видите изображение баранов с закрученными рогами. Здесь находится знаменитое кабаре "Под баранами", где любят собираться известные современные польские деятели культуры.
    Кабаре открылось в 1956 году, оптимистично провозгласив, что открывается "на 5 лет, а может меньше". Однако действует оно до сих пор. Основателем и вдохновителем его был Пётр Скршинецкий (Piotr Skrzynecki; 1930-1997). Его фигура сегодня установлена перед входом.
    С этим кабаре связаны знаменитые краковские артисты: Веслав Дымны, Ева Демарчик, Марек Грехута, Кристина Захватович, Зигмунт Конечны, Анна Шалапак, Лешек Войтович, Гжегош Турнау, Збигнев Прейснер.

    Дом №29 - Kamienica Pod Blacha - дом под жестью. Название дома происходит от того, что владельцем дома была семья Фисхаусеров (Fischauser), владельцев копий и металлургических комбинатов в Олькуше; и их средства позволили им покрыть дом жестью.
    Краковяне шутят, что на первом этаже находится единственный в Польше магазин, где можно купить полицейских. Дело в том, что в комиссариате полиции на Рыночной площади окно большое, как витрина. Отсюда пошло и другое название - "аквариум".

    Дом №30 - Palac Malachowskich - дворец Малаховских (с ударением на предпоследнем слоге) был построен в 1766 году для последнего краковского воеводы Петра Малаховского (Piotr Malachowski).
    Дом №34 - Palac Sipski - дворец Сипский, знаменитый тем, что в нём вот уже более 100 лет находится ресторан Хавэлка (Hawelka).
    Дом №35 - Palac Pod Krzysztofory - дворец под Христофорами. Один из прекраснейших дворцов Кракова. Здесь жили король Ян Казимеж (Jan Kazimierz), король Михал Корыбут Вишновецкий (Michal Korybut Wisniowecki), князь Юзеф Понятовский (Jozef Poniatowski), генерал Владислав Сикорский (Wladyslaw Sikorski) и даже русский царевич Павел, Будущий царь Павел I.
    Сегодня здесь находится Исторический музей Кракова. В котором можно посмотреть, в частности, замечательную коллекцию краковских шопок (рождественских домиков).

    Справа от улицы Славковской (Slawkowska) дом №36 - Kamienica Ludwikowska - дом Людвиковских. В 1438 году здесь находился монетный двор, а в XVIII году Марианна Лебонова (Marianna Lebonowa) устроила гостиницу, в которой останавливались Гётте и русский царь Николай I.
    Дом №38 - Kamiennica Kencowska - дом Кенцовский. В нём располагается одно из первых краковских кафе - Antyczna, открытое ещё в 1823 году.
    Дом №44 - Kamienica Betmanska - дом Бетманский, известный как дом под отрезанной головой. Один из его владельцев шахтёр Ян Ветман (Jan Bethman) в воззрасе 90 лет во время пожара в соляных копиях в Величке спустился в шахту и организовал спасательную акцию.
    Дом №45 - Kamienica Pod Orlem - дом под орлом или Кромеровский. Здесь в 1775 году жил польский национальный герой Тадеуш Костюшко (Tadeusz Kosciuszko) перед выездом в Америку. В его подвалах находится одна из лучших в Польше галерей современного искусства - "Starmach Gallery".
    И, наконец, перед улицей Флорианьской находится дом №47 - Kamienica Margrabska - дом Марграбский, в котором когда-то был монетный двор, а сегодня находится банк.


    По всему периметру площади сплошным кольцом стоят столики различных кафе. Обстановка, особенно вечером, а летом здесь темнеет раньше чем в Москве, крайне романтическая...
    (Подробнее о кафе на Рыночной площади читайте в разделе "Кафе и бары".)

    Иногда на площади проходят ярмарки (например, на Новый год), тогда, как в старые времена, на площади сооружаются торговые павильоны, и идет оживленная торговля.
    Часто устраиваются разнообразные культурные мероприятия, концерты. Тогда у башни ратуши сооружается сцена, а перед ней ставятся ряды стульев для зрителей. При чем не как в Москве, когда доступ на Красную площадь полностью перекрывается, и пропускают лишь избранных по специальным приглашениям. Здесь каждый может прийти, и сесть на свободное место. Это бесплатно.

    Вообще, в последние годы Рыночная площадь здорово изменилась. В 2000 году Краков был выбран одним из 9 городов, представляющих европейскую культуру. Поэтому все здания, включая Сукенницы и Мариацкий костёл были отреставрированы. Разница между Краковом 98 и 99 года была просто разительная.
    Город привели в порядок прямо как Москву к 850-летию в 1997 году (правда никому здесь ни пришло в голову сделать из какой-нибудь старинной площади торговый центр с большими и малыми "архитектурными формами").
    Наконец, в 2002 году вся площадь была замощена белой брусчаткой (жаль, что теперь здесь уже не покатаешься на роликах, как раньше). И летние кафе теперь стоят по всему периметру площади.

    Во время экскурсии вам, наверняка, встретятся дома «на реставрации», закрытые строительными лесами с рекламой. Иногда может показаться, что центр Кракова – одна большая стройка. Хотя если приглядеться – строительных работ за лесами не видно. Неужели поляки так плохо работают?
    На самом деле объяснение очень простое: на исторических домах запрещается размещать рекламу, а вот на строительных лесах – можно. Поэтому многие владельцы домов устраивают, как здесь говорят, «фальш-ремонт»: ради мифического косметического ремонта ставят строительные леса с одной целью – разметить на них рекламу.


Музей Чарторысских

    Тому, у кого есть время, я предлагаю посетить музей Чарторысских.
Дойти до него можно по ул. Sw.Jana (Св. Яна - она пролегает параллельно ул. Флорианской). В конце улицы находится костёл Пияров XVIII века, а справа от него - музей Чарторысских, одной из знаменитейших польских семей.
    Коллекция музея была вывезена за границу после ноябрьского восстания 1831 года, когда её спасали от российских войск. Только в 1876 году князь Владислав Чарторысский возвращает семейное собрание из Парижа в Краков, и в 1880 году музей открывается.
    Собрание музея Фонда князей Чарторысских является одним из самых известных не только в Польше, но и в Европе. Под музей отдан целый дом. Это собрания древнего искусства, экспонаты средневековья, шедевры художественного искусства, ценные гобелены, посуда, коллекция вооружения.
    Рядом с историческими экспонатами связанными с польскими королями находится галерея произведений итальянских, фламандских, голландских мастеров.
    Жемчужинами коллекции являются картины Леонардо да Винчи "Дама с горностаем", и "Пейзаж с милосердным самаритянином" Рембрандта.

    Музей Чарторысских в Интернет >

    Обойдя Рыночную площадь, продолжим наш путь по Королевской дороге к Вавелю по улице Гродской (Grodzka), являющейся как бы продолжением Флорианской. Доходим до места, где улицу пересекают трамвайные пути. Это площадь всех святых.

    Здесь Вы можете увидеть, как выглядит площадь Всех Святых в данную минуту (веб-камера) >

    До введения локационного плана эта площадь была торговым центром. До 1835 года здесь стоял костёл Всех Святых, откуда и пошло название площади. Сегодня на месте костёла находится сквер, в котором установлен памятник Миколаю Зыбликевичу (Mikolaj Zyblikiewicz).
    Слева от нас находится Доминиканский костёл, напротив него, справа от нас - костёл Францисканцев, а левее него, за памятником, стоит дворец Потоцких (Potockie), где сегодня находится городская мэрия (управление города и резиденция мэров).

Доминиканский костёл

    Итак, налево от нас находится костёл Святой Троицы, или Доминиканский костел XIV-XV века - одна из крупнейших готических базилик Кракова. Пример трёхнефной готической базилики.
    Костёл принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале XIII века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.
    Сыновья Св. Доминика прибыли в Краков в 1222 году из Болонии, будучи приглашёнными епископом Иво Одровонжем, который отдал им костёл Св. Троицы, а приход перенёс в Мариацкий костёл.

    После набега татар в 1241 году костёл был разрушен. И примерно в 1250 году начинается постройка, в несколько этапов, современного здания. Костёл неоднократно страдал от пожаров. Последний крупный пожар случился в 1850 году, когда сгорело практически всё внутренне убранство.
    Комплексной реставрацией руководил архитектор Теофил Жебравски, были отреставрированы склепы, часовни, обновлён фасад. Работы были закончены в 1872 году, и в 1884 костёл был освещён. Словом, то убранство которое вы видите сегодня, относится к концу XIX века.

    Заходим в костёл.
    Главный зал окружён кольцом часовен. Направо от нас - угловая часовня Любомирских (Lubomirskie), построенная в 1616 году, украшенная прекрасными скульптурами.
    Дальше вперёд находится часовня Мышковских (Myszkowskie), возведённая в 1603-1614 годах под руководством Сантьяго Гуцци (Santiego Gucci). Эта часовня привлекает холодной элегантностью.
    В конце нефа (галереи) находится часовня Матери Божьей Ружанцовой, знаменитой чудотворным образом Мадонны, копии образа находящегося в базилике Санта Мария Маггоре.

    В левом нефе костёла (слева от входа) находится часовня Збараских (Zbaraskie), поставленная в 1627-1633 годах. Монументальные формы алтаря, надгробия из чёрного мрамора производят впечатление.
    Перед лестницей слева находится могила героя ноябрьского восстания - генерала Яна Скшинецкого (Jan Skrzyniecki), украшенная красивой скульптурой.
    Лестница ведёт нас к часовне Св.Яцека, находящейся как бы на втором этаже. Здесь покоятся останки этого святого доминиканца, жившего в Польше в первой половине XIII века. Часовня возникла ещё в эпоху ренессанса, затем была капитально перестроена вначале XVIII века. В ней находится могила Св. Яцека, которую вместе с регалиями возложенными на неё создал итальянский скульптор Бальтазар Фонтана (Baltazar Fontana), творивший в Кракове в конце XVII века. Перед часовней на стене висят два гигантских полотна итальянского художника Томаша Долабелли (Tomasz Dolabelli), придворного художника королей династии Ваза. Это картины "Чудо в Кане Галилейской" и "Тайная вечеря", выполненные в стиле известных тогда венецианских полотен.
    Для любителей фото- и видеосъёмок замечу, что со второго этажа можно сделать эффектные снимки.

    Конечно, нельзя не обратить внимание и на резные исповедальни, искусная резьба которых надолго остаётся в памяти.

На площади Всех Святых

    Выходим из костёла Доминиканцев, и идём по улице прямо, в направлении другого, не менее величественного костёла Св.Францишка называемого иначе Францисканским. (Улица, на которой мы были, назвалась Dominikanska (Доминиканская), а после пересечения Гродской она переходит в улицу Francyszkanska (Францисканскую).

    Памятник, который вы видите по левой стороне, поставлен Миколаю Зыбликевичу (Mikolaj Zyblikiewicz), мэру Кракова во времена "галицкой автономии". Это были времена, когда эта часть Польши, называвшаяся Галицией, считалась автономией, т.е. входя в состав австрийской империи имела собственных правителей и большие привилегии. Этим фактом, кстати, очень гордятся краковяне, полушутя заявляя соотечественникам из других мест, что они - независимая Галиция.

    Дворец Потоцких, стоящий в углу площади, построен в 1535-1560 годах для гетмана Яна Тарновского. С XVII века он находился в руках семьи Велопольских. Во время пожара 1850 года он сгорел, а затем был отстроен заново, и вскоре был куплен под магистрат.
    Современный вид, в стиле исторического модернизма, здание пробрело в 1907-1912 годах, во время перестройки, руководил которой Ян Ржимковски.
    В отличие от наших административных знаний (с пропускной системой), в Кракове вы можете свободно пройти в мэрию, и осмотреть её внутреннее убранство. Хотя это и не туристический объект, но при наличии свободного времени и делового вида вы можете осмотреть это шикарное здание.

    С дворцом Велопольских связана легенда о Белой даме, духе умерщвленной, четвертованной и закопанной здесь же девушки, который иногда является во дворце. Но пусть лучше эту легенду вы услышите в Кракове, на месте событий.

Костёл Францисканцев

    А мы, тем временем, подошли к костёлу Францисканцев. Вход в него находится с правой стороны, с ул. Francyszkanska.
    Францисканцев из Праги пригласил в Краков воевода Теодор в 1237 году, выполняя волю князя Хенрика Набожного. Строительство костёла началось после татарского набега в 1241 году. Поддержку Францисканцам оказывал князь Болеслав Стыдливый, который давал деньги на его постройку. В 1249 году костел был освещён.
    В 1269 году здесь была похоронена галицкая королева Благославенная Саломея, сестра Болеслава Стыдливого.
    Здание костёла значительно расширено в первой половине XV века.
    Как и все рядом стоящие здания, костёл значительно пострадал от пожара в июле 1850 года.

    Пожар 1850 года был одним из сильнейших. В нём сгорело 160 домов, 4 церкви, 3 монастыря и 2 дворца – огонь уничтожил почти 10% города. Кроме жилых и торговых помещений были уничтожены и ценные библиотеки,  произведения искусства.
    А начался пожар на одной из королевских мельниц на улице Крупнича (Krupnicza) (не пытайтесь найти мельницы на современной карте, в те времена крепостные стены окружали реки). От мельницы загорелся соседний дом. Пожар удалось потушить, если бы на чердаке не хранились грецкие орехи. Поднимаемые в воздух сильными порывами ветра, они словно зажигательные снаряды распространяли огонь на соседние дома. Так одновременно было подожжено несколько домов, а поскольку пожарная охрана представляла собой добровольные дружины – т.е. домовладельцы при возникновении пожара помогали своим соседям его потушить; но когда загорелось одновременно множество домов сил просто не хватило.

    Вернёмся к костёлу... В последствии, после пожара, внутреннее убранство было восстановлено в псевдоготическом стиле, а фасад - в неоготическом. Восстановительные работы закончились только в 1912 году, ими руководили Кароль Кремер, а затем Теофил Жебравски и Антони Стахерски.

    Внутреннее убранство было спроектировано Станиславом Выспяньским (Stanislaw Wyspianski), выдающимся художником периода "Молодой Польши". Его творением является и обращающий на себя внимание витраж "Бог Отец". Автором полихромии главного нефа является Тадуеш Попел (Tadeusz Popiel).

    С правой стороны (если стоять спиной к алтарю), к костёлу примыкает часовня Муки господней, в которой можно увидеть картины, изображающие мучения Христа, кисти Юзефа Мехоффера (Jozef Mehoffer).
    А с противоположной стороны - часовня Скорбной Матери Божьей. В алтаре находится позднеготический образ Скорбной Мадонны начала XVI века. Через неф можно попасть во внутреннюю галерею монастыря Францисканцев, знаменитую своими портретами краковских епископов.

    Хочу напомнить, что костёл - это дом божий, и сюда люди приходят на молитву, поэтому прошу соблюдать тишину, и понапрасну не беспокоить молящихся посторонними шумами.

    Здесь, как и в Доминиканском костёле заслуживают внимания резные лавки, да, впрочем, и всё внутреннее убранство.
    Однако, в отличие от костёла Доминиканцев здесь довольно темно, поэтому фотоснимки, сделанные "мыльницами", скорее всего не получатся (кроме фотографии витража).

    Из исторических событий следует отметить, что в костёле захоронен краковский князь Болеслав Стыдливый, и здесь проходило крещение великого князя литовского, будущего короля Польши Ягелло, основателя династия Ягеллонов.

Дворец Епископов

    Выходим из костёла через западный выход (в задней части), и мимо памятника кардиналу Адаму Стефана идём направо. Переходим через улицу и попадаем во Дворец Епископов (ул. Francyszkanska, дом №3; увидев шлагбаум не пугайтесь - он запрещает въезд автомобилям, а для туристов проход открыт).
    Дворец епископов заложён ещё в XIV веке, а современное здание перестроено в XVII столетии, во времена епископа Петра Гембицкого (Piotr Gembicki).
    В памятнике, установленном во внутреннем дворике вы без труда узнаете Римского папа Иоанна Павла Второго. В 1964-78 годах, когда он был ещё кардиналом, он жил в этом дворце. И сейчас, приезжая в Польшу он останавливается в этом доме.

    Вообще, жизнь Кароля Войтылы тесно связана с Карковом. Он приехал в город в 1938 году, что бы учиться на факультете полонистики Ягелонского университета. Однако после начала войны обучение пришлось прервать. Во время войны он работал на химической фабрике "Solvay" и принимал участие в тайном "Рапсодийном Театре". В 1942 году он вступил в Краковскую духовную семинарию. Был известен как пламенный проповедник и большой друг творческих союзов.
    И после своего избрания в 1978 году Римским Папой он не разорвал контактов с Краковом, неоднократно приезжая сюда во время своих путешествий на Родину. В последний раз он приезжал летом 2002 года.

Культ римского папы

    В Кракове особенно силён культ Иоанна Павла второго.
    Кароль Войтыла, будучи карковянином, после того, как стал Римским папой, неоднократно посещал город. И ещё при жизни, в местах которые он посещал, стали появляться памятные таблички: «В этом доме он встречался со студентами», «В этом доме он присутствовал на торжественном заседании», «В этом костёле он проводил службы, когда был епископом», «В этом ресторане он обедал», «В этом доме он никогда не был, но, проходя мимо, думал о высоких материях».
    Даже в Национальном парке Татр (в Закопане) на туристических трассах встречаются упоминания о нём.

    Из «неформального» бесед с поляками на эту тему, я понял, что культ Папы для них – это что-то вроде культа Ленина в СССР. С одной стороны все признают (официально), что это был действительно великий человек, память о котором нужно хранить. Любой город стремится «заполучить» как можно больше достопримечательностей связанных с великим именем; экскурсоводы водят экскурсии по памятным местам... Но другой стороны, взрослые, рассказывая о «великом человеке» своим детям, и заставляя их уважать великое имя, на самом деле, не очень-то и верят в то, что говорят. Впрочем это, скорее, касается религии в целом.

    Выходим из дворца, поворачиваем налево, и возвращаемся на площадь Всех Святых. Отсюда мы продолжаем путь по Королевской дороге направо.

    Пройдя немного дальше в направлении от Рыночной площади задержимся перед белым домом с аркадой. Налево ухолит улица Poselska (Посельска), в глубине которой мы видим костёл Св.Юзефа (Sw. Jozefa).
    Костёл был построен для сестёр бернардинок. Первое деревянное строение появилось в 1677 году. А здание, которое мы видим сейчас, сооружено в 1694-1703 годах благодаря финансовой поддержке сандомирского воеводы Михала Варшицкого, на месте бывшего дома семьи Тенчиньских, который монашки получили в дар от Станислава Опалыньского. Костёл, как и все постройки в этом районе, пострадал от пожара 1850 года, однако внутреннее убранство, каким-то чудом, уцелело.
    Сегодня, когда нет службы, для молящихся открыта лишь задняя часть костёла, а вот полюбоваться костёлом изнутри мешает железная решётка.

Костёл Св. Петра и Павла

    Однако, главной достопримечательностью улицы Гродской является костёл Св. Петра и Павла (Sw. Piotra i Pawla), первый в Польше костел в стиле барокко.
    Краковяне шутят: он такой маленький, что даже скульптуры пришлось поставить на улице. На самом деле скульптуры 12 апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем были поставлены здесь в 1715-1722 годах архитектором Кацпером Бажанкой.
    Раньше костёл принадлежал ордену Иезуитов. А история его строительства такова: иезуиты, по пришествии в Краков начали подыскивать место для строительства костёла - им уже не хватало костёлов Св.Щчепана (Sw.Szczepana) и Св.Барбары (Sw.Barbary). Исходя из соображений рекламы своего монашеского ордена, костёл должен был находиться в историческом месте, и своим видом сильно выделяться на фоне окружавших его зданий. Было несколько проектов: и на улице Wislna (Вищлна) и на Рыночной площади, пока в 1596 году строительство не взял в свои руки кардинал Ежи Радзливил. Под влиянием надворного казначея, ксёндза Петра Скарги (Piotr Skarga, памятник которому вы видите на площади), участие в строительстве принял и король Зигмунт III. Автором проекта, утверждённого в Риме, был главный архитектор иезуитов Джовани де Росис.

    Стоит отметить, что в те времена, монашеские ордена выполняли не только сугубо духовные функции, при них были также школы, где можно было получить хорошее образование. Словом, всё делалось для того, что бы привлечь прихожан именно к своей церкви.

    Обратите внимание на то, как поставлен костёл. Он отодвинут вглубь от улицы. Сделано это было для того, что проходившим людям было удобнее его разглядеть, что бы не надо было задирать голову, что бы костёл не терялся на фоне окружающих его домов. И действительно, посмотрите, немного дальше по улице Гродской стоит костёл Св. Мартина (Sw. Marcyna), но из-за того, что перед ним нет такого пространства, не него как-то не обращаешь внимания. А костёл Св. Петра и Павла сразу приковывает взгляд.
    Итак, с 1597 года по 1599 фундамент и стены возводит архитектор Юзеф Бритиус, который в 1599 вынужден срочно уехать в Италию. Продолжает работы Ян Мария Бернадони, который укрепляет стены, ибо к тому времени кое-где уже начали появляться трещины. Но в 1605 году он умирает, и до 1619 года работу продолжает Джовани Батиста Тревано. Последней фазой работ руководил архитектор Маттео Гастелло. В 1619 году сооружается купол, в 1622-1630 оформляется фасад, и с 1619 по 1633 год проводится внутренняя отделка.
    Наконец, в 1635 году костёл освещает епископ Томаш Оборский.
    В 1719 году в костёле возникает пожар, но ущерб от него был невелик.
    В 1773 году костёл передаётся Комиссии по народному образованию (сегодня сказали бы "министерству").
    С 1796 по 1815 год, когда пришли австрийцы, это был гарнизонный костёл, а в 1809-1815 костёл превратился в… православную церковь.
    С 1842 года здесь открывается приход.
    Над главным порталом мы видим герб иезуитов, и ещё выше - герб короля Зигмунта III. Фигуры в нишах на фасаде - это фигуры святых.
    Сейчас костел принадлежит Ягеллонскому университету, Collegium Iuridicum которого находится в доме напротив. Внутренний университетский аркадный двор используется для проведения художественных выставок и театральных представлений.

    Поднимаемся по лестнице и через железные двери входим в костёл.
    Внутренняя архитектура достаточно суровая и монументальная. Здесь есть на что посмотреть.
    В будние дни, когда нет служб, для посещения открыта крипта ксёндза Петра Скарги. Вход платный.
Скульптура Петра Скарги (Piotr Skarga) находится по правой стороне центральной галереи. А немного далее в 1999 году установлена уже скульптура изображающего Римского Папу Иоанна Павла второго.
    Заслуживает внимания также надгробие епископа Анджея Тжебицкого (Andrzej Trzebicki), слева от главного алтаря.

    Когда будете выходить - поднимите голову наверх и полюбуйтесь прекрасным органом и музыкальными хорами.
    Кстати, в 2001-2002 годах в костёле проведён внутренний ремонт.

    Справа от костела Св. Петра и Павла находится костел св. Анджея. Это один из старейших костёлов Кракова; построен в 1079-1098 годах воеводой Сетехом. Всего через пол века после постройки во время очередного набега татар в нем укрывались местные жители.
    В начале XIII века костёл перестраивается, и в 1316 году костёл переходит к монастырю Кларисок, который ранее находился на Скалке. Святыни из костёла были перенесены в костёл Св. Идзи, у подножья Вавеля (находится в конце улицы Grodzka, по правой стороне). Службы у кларисок проводили францисканцы.
    Сегодня монастырь Кларисок (белая стена, выходящая на улицу Гродска - это как раз стена монастыря) является одним из самых закрытых. Его монахини никогда не покидают монастырских стен.

    Костёл Св. Анджея неоднократно страдал от пожаров, последний раз в 1658 году. После этого в 1639 году над башнями появляются барочные шпили.
    Лепнина, украшающая костел, была добавлена Бальтазаром Фонтана в начале XVIII века. А внутреннее убранство тогда же было украшено росписью с мотивами жития Благославенной Саломеи. По размерам костела можно судить о сакральном зодчестве во времена расцвета романского стиля.
    Последняя внутренняя перестройка относится к 1700 году, а последняя капитальная реконструкция костёла прошла в 1947-1950 годах.
    В сокровищнице костёла хранятся бесценные реликвии XIII века.

    Внутри костёл, в который можно войти с улицы Гродска через арку, довольно маленький. От алтарной части он отелён железной решёткой.

    Площадь, на которую выходят костёлы, называется площадью Св. Марии Магдалены (Sw. Marii Magdaleny). В 2001 году на ней поставлен памятник Петру Скарге - основателю костёла Петра и Павла. (Трудно судить об архитектурной ценности памятника, но вот такого снимка, как вы видите справа, вы уже не сделаете.)
    Напротив костёла Св. Петра и Павла, с другой стороны на площадь выходит белый дом - раньше (с 1983 года) здесь был биографический музей Станислава Выспяньского, но в 2004 у здания сменился хозяин, и музей был перенесён на Щчепаньскую площадь (plac Szczepanski).

    Обратите внимание на необычную плиту справа от входа, с шестью углублениями.
    Вопрос что это такое - всегда вызывает смятение. Что бы дать правильный ответ нужно мысленно перенестись в ту эпоху. Это - приспособление для тушения факелов. Ведь раньше на улицах не было освещения, и каждый должен был освещать себе дорогу сам. И перед тем, как войти в дом, факел нужно было потушить - как раз для этого и предназначалась эта конструкция.

    С правой стороны на площади Марии Магдалены находится пиццерия "Pizza Hut". (По моему глубокому убеждению, самую вкусную пиццу в Кракове готовят именно здесь.)

    А мы переходим через площадь, и попадаем на улицу Канонича (Kanonicza), которая считается одной из самых прекрасных в Кракове.
    Последние дома на Королевской дороге, приближённые к королевскому замку, как сказали бы сегодня, это "престижный район элитного жилья".

    Обратим внимание только на 2 дома: дом №21 - так называемый "Дом деканский" (Dom dziekanski).
    Когда-то в нём жили деканы Краковской капитулы, отсюда и пошло название. (Кстати, слово "декан" означает не только главу факультета в университете, в церковной иерархии так называют старшего священника, наблюдающего за группой приходов, главу капитулы.)
    Можно пройти внутрь и полюбоваться аркадным двором. Здесь поставлен памятник Св. Станиславу из Щецина (см. экскурсию в Кажимеж).
    В этом доме жил Кароль Войтыла (нынешний Римский папа), когда был викарием краковской епархии.
    В конце улицы стоит дом №25 - "Дом Длугоша" (Dom Sdlugosza), в котором жил великий летописец, воспитатель сыновей короля Казимира Ягеллончика. В XIX веке здесь находилась мастерская скульптора Франциска Выспяньского (Francyszek Wyspianski), отца Станислава. Со стороны Вавеля на доме Длугоша есть две памятные доски: одна из них посвящена закадке Псалтырского дома (XV в.), на которой изображён стоящий на коленях перед Мадонной Ян Длугош, а другая - установлена в память Станислава Выспяньского (автор - Бронислав Хромы (Bronislaw Chromy).

    Мы подошли к Вавельскому Королевскому замку. Ему посвящена отдельная глава.

Куда идти дальше?

    Я предлагаю пройдя по Королевской дороге посетить Вавельский замок, затем совершить экскурсию по Платнам, а затем пойти на экскурсию по Казимежу.
    Все три экскурсии начинаются от Вавельского замка.

    Экскурсия в Королевский замок включает в себя осмотр территории замка, и посещение Вавельского кафедрального собора. Музеи и выставки вы будете осматривать без моего сопровождения. Заканчивается экскурсия посещением пещеры духа, после который вы окажитесь на другой стороне замка, выходящей к Висле.

    Экскурсия по Плантам начинается в том месте, где вы сейчас находитесь. Вы обойдёте Старый город по парковой аллее, познакомитесь с памятниками стоящими на ней, посетите Ягеллонский университет, и снова выйдете к Вавельскому замку.

    Экскурсия в Казимеж тоже начинается от Вавельского замка, включает посещение костела Паулинов на скалке, Рыночной площади Казимежа и костёла Тела господнего, осмотр достопримечательностей еврейского города. Заканчивается экскурсия выходом к Висле, и прогулкой по набережной снова к Вавелю (впрочем, можно закончить осмотр и в Казимиже. и в районе Stradom).

От Вавеля

    Прямо от Вавеля вы можете начать экскурсию по Плантам, или по Казимежу.
    Можно подъехать на трамвае №6 к кургану Кракуса, с которого начинается экскурсия в район Подгуже. Для этого обходите замок слева, вскоре слева откроется площадь за который вы увидите отель "Royal" - возле отеля находится трамвайная остановка, садитесь на трамвай №6, и он довезёт вас до остановки Cmentarz Podgorski.
    До Salwator, откуда начинается экскурсия на курган Костюшки (и в Вольский лес) можно доехать так: выйдите к Висле и идите к торговому центру "Jubilat" (вывеску вы увидите с левой стороны), а там перейдёте через дорогу и сядете на трамвай №1, 2 или 6 (если смотреть на Jubilat - они идут налево), несколько минут - и вы на конечной остановке Salwator.
    До Аквапарка (Park Wodny) можно добраться так: обходите Вавель слева, вскоре видите площадь, а за ней - улица Stradomska (по ней проходят трамвайные пути). Переходите через площадь, идёте от Вавеля по улице Stradomska, на следующем перекрёстке переходите на другую сторону, и проходите немного налево - там будет остановка автобусов. Вам нужен автобус № 128.


Как добраться?

    Судя по отзывам, для некоторых туристов оказалось довольно сложно добраться до начала Королевской дороги. Поэтому я решил вынести этот вопрос в отдельную главу.

    От вокзала Krakow Glowny или автовокзала.
    Сначала сориентируемся. Здание вокзала желтого цвета должно быть сзади вас, наискосок справа - белое здание автовокзала, наискосок слева - отель "Europejski".
    Идите через торговые ряды наискосок налево, спускаетесь по лестнице в подземный переход, выйдя из которого поворачиваете направо. Проходите мимо трамвайной остановки, и дальше прямо по улице Basztowa (вдоль трамвайных путей) до красного кирпичного строения. Справа от вас будет площадь - это и есть площадь Матейки (plac Matejki).

    От стоянки экскурсионных автобусов у Вавельского замка.
    Если вы ещё не были на Рыночной площади - я настоятельно рекомендую вам обойти Старый город стороной. До места начала экскурсии вы можете пройти по парковым аллеям - Плантам, которые тоже являются достопримечательностью Кракова.
    Им посвящена отдельная экскурсия, и если у вас есть время - я рекомендую пройти первую часть экскурсии по Плантам, и выйти таким образом к началу Королевской дороги.    

    Но если у вас очень мало времени, то что бы его не терять - можете пройти сначала по Королевской дороге в обратном направлении. (Хотя я настоятельно рекомендую пройти по Плантам).
    Сначала сориентируемся. Площадка на которой стоят экскурсионные автобусы должна быть у вас за спиной. Перед вами находится замок (здание с башнями), а слева от вас находится улица Podzamcze (Powisle). Идите по этой улице вперёд, обходя замок слева. Вскоре слева вы увидите аллею - Планты (если хотите пойти по ней - ещё не поздно передумать - см. Планты), а справа будет спускаться дорога ведущая в королевский замок. Как только дорога в замок спустится к улице по которой вы идёте - поворачивайте налево. Это улица Kanonicza, проходите по неё до конца, а затем сворачиваете в переулок направо, а затем снова налево. Это будет улица Grodzka. Вдали вы увидите жёлтое здание с аркадой - Сукеннице. Идёте прямо, пересекаете трамвайные пути, выходите на Рыночную площадь, проходите по ней держась правой стороны, и продолжаете движения прямо по улице Florianska, в конце которой вы увидите башню (в этой части города она одна). Доходите до конца улицы, проходите в арку башни, огибаете круглое кирпичное здание слева, и выходите на площадь Матейки.

    Из других районов Кракова
    Из восточной части Кракова можно доехать трамваями № 2, 5, 13, 14, 15 до остановки "Basztowa Lot" или тр. № 10 до остановки "Dowrzec Glowny".
    Из южной части - трамваями № 3, 7, 13, 19, 24 до остановки "Basztowa Lot" или тр. № 2, 10 до остановки "Dowrzec Glowny".
    С северной части - трамваями № 3, 4, 5, 7, 13, 14, 19, 24 до остановки "Basztowa Lot".
    С западной части города - трамваем № 15 до остановки "Basztowa Lot".
    Можно доехать также автобусами № 115, 124, 152, 192, 501, 502, 515 до остановки "Basztowa Lot" или "Dworzec Glowny".
    Можно, наконец, доехать до вокзала Krakow Glowny автобусами № 105, 129, 130, 179, 194, 208, 228.
    Сориентируемся.
    Если вы вышли на остановке "Basztowa Lot", идите по улице вдоль трамвайных путей так, что бы аллеи оставались справа от вас (по часовой стрелке вдоль Плант). Вскоре слева от вас вы увидите площадь с конным памятником - это и есть площадь Матейки.
    Если вы приехали на трамвае на остановку "Dworzec Glowny" - спускайтесь в подземный переход, переходите на другую сторону (приехавшие от Главной почты (Poczta Glowna) - сверните в переходе налево), затем на выходе поворачивайте направо, проходите мимо трамвайной остановки и идите вперёд по улице Basztowa (вдоль трамвайный путей). Вскоре справа вы увидите площадь - это и будет площадь Матейки.
    Наконец, если вы приехали к вокзалу - читайте описание "От вокзала".


Коммерческая реклама:

Королевская дорога на карте


Просмотреть увеличенную карту

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы :: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Практическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: От вокзала :: Краковские шопки :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню © 1997 - 2010, Калашников Николай
krakow.ru@mail.ru
Последнее обновление: март 2010
  www.krakow.ru