В Кракове прошли Дни Москвы

Краков.ру > Новости
 

Польшу и Россию связывает многовековая история

Всю прошлую неделю в старинном польском городе Кракове слышалась русская речь – здесь впервые проходили Дни Москвы. Не успели в столицу Малопольского воеводства прилететь москвичи, как их сразу же вынудили вынуть шпаги из ножен. Наши парни приняли вызов по-мушкетерски – и победили достойного противника. Но шляхтичи все-таки взяли реванш – насолили москвичам… С турнира юных фехтовальщиков, начался весенний московский сезон в Кракове, а закончился феерической экскурсией по знаменитым на весь свет соляным пещерам. Соляная шахта в Величке под Краковом – объект, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО. И хотя путешественники бывают готовы удивиться тому, что здесь увидят, но громадный подземный город в стенах 800-летней соляной шахты, заполненный пещерами с вырезанными в них часовнями и памятниками, все равно поражает. Некоторые даже пытаются украдкой лизнуть блестящие белые стены – и правда, сплошь из соли…
Выяснить, в чем соль наших взаимоотношений, русские и поляки пытаются многие десятилетия. Признаться, с разным успехом. Почему, преодолев тысячекилометровые расстояния и политическую конъюнктуру, мы все же хорошо понимаем друг друга почти без перевода? Спрашиваешь, где купить сувениры на память, показывают вывеску: «Памятки». На вопрос, куда пойти выпить кофе, услышишь: «Кращи кремувки? То так». Ровно через два дня мы уже не просили в ресторанчиках «инглиш меню» – все и по-польски ясно. Борщ – он и есть борщ, хотя по вкусу старопольский рецепт отличается от украинского или московского и напоминает скорее горячий свекольник с пирогом вприкуску, но ведь вкусно же! Еда очень близка нашей привычной, да и само слово «кухня» в разной транскрипции звучит одинаково.
«Шановне панство» все больше проникается желанием вспомнить былое, все то, что объединяло, а не разъединяло наши народы в разные периоды нашей истории. Москвичам здесь рады если не все, то многие. И важно, что эту симпатию разделяют муниципальные власти. Сотрудничают наши города в рамках программы между городской гминой Кракова и правительством Москвы, подписанной московским мэром Юрием Лужковым и Яцеком Майхровским – краковским президентом, как называется должность главы древней столицы Польши.
– Вы бывали в Москве, присматривались к опыту управления нашей столицей. Что бы вам хотелось у нас перенять? – спросила я у Яцека Майхровского.
– К сожалению, Краков не может работать как фирма, а Москва – может, – ответил он.
Мы поняли: такой экономической самостоятельностью, как субъект Российской Федерации – Москва, Краков, конечно же, не обладает, хотя и возглавляет его президент.

Полетим без пересадки

В экзотическом месте – старинной крепости на Вавельском холме – устроили организаторы деловую встречу депутатов двух парламентов. Председатель городского Совета Кракова Малгожата Радван Баллада радушно встретила коллегу из Московской городской думы Владимира Платонова, возглавлявшего делегацию столицы.
– Москвичи приехали в Краков для того, чтобы расширялось сотрудничество между двумя городами, – сказал Владимир Платонов, – чтобы столица России стала доступнее для краковчан, а москвичи могли всегда спокойно прилететь в Краков. Пока это довольно сложно, нужно делать пересадку в Варшаве или, скажем, в Праге. Сейчас мы организуем прямой рейс Москва-Краков. Думаю, уже в будущем году начнутся прямые авиа перелеты.
И журналисты порадовались, так как сами остро прочувствовали, как неудобно добираться «на перекладных».
Польские депутаты интересовались, как идут дела у нас в Москве, как развивается транспорт, строим ли мы жилье, сохраняем ли памятники. Наших парламентариев в деталях расспрашивали о работе городской Думы – и они рассказывали, как принимают законы, какой устанавливают регламент. Спрашивали о бюджете Москвы, который сейчас, как сказал Владимир Платонов, второй в мире по объему. Интересовались, какую зарплату получают депутаты, сколько длится у них рабочий день. Глава МГД сказал, что распоряжением мэра Москвы жалованье депутата приравняли к министерскому – 4 тыс. долларов. «А рабочий день у депутата – четыре года», – пошутил спикер.
Владимир Михайлович второй раз в Кракове. Как и в прошлый приезд, всего на полтора дня, рабочий график очень плотный. Но не мог не отдать должное приятной краковской кухне. Особенно понравился смалец: «На хлеб мажешь – вкусно безумно».
«Славянская кухня замечательная, – считает Платонов, – но самое главное,– славянское гостеприимство».
У него здесь однокурсник, вместе учились в Университете дружбы народов. Теперь занимается бизнесом, держит в Кракове ресторан и гостиницу. Встреча со старым другом была приятной.
Народ в Кракове доброжелательный. А в том, как много здесь можно посмотреть, мы сами убедились. Город с многовековыми традициями, огромным количеством памятников старины, в конце Второй мировой войны был спасен от разрушения усилиями советских граждан. Нас связывает многовековая история совместного проживания двух соседей. В ней были разные страницы. Но помимо политики государства, есть народная дипломатия, и онато будет всегда. А власти должны постараться создать такие условия, чтобы жители городов общались с удовольствием и пользой.

Вклад трамвая в экологию

Маленький Краков с населением, равным московскому округу, принимает в год до восьми миллионов туристов – вдвое больше, чем наша столица! Чем же он так к себе влечет? Чтобы понять «краковский феномен», нужно пожить здесь хотя бы пару-тройку дней – или положиться на впечатления очевидцев. Мы прочувствовали атмосферу города, непринужденную, иногда ленивую, иногда полную эмоций, но всегда исключительную. Туриста здесь может заинтересовать многое: памятники архитектуры, богатая артистическая, культурная жизнь. Наконец, здесь можно просто приятно провести время, получить уйму впечатлений и ощутить неподдельную радость от той легкости и комфорта, который сопровождает тебя всюду. Здесь – доступный транспорт всех видов, вплоть до конного – кареты, запряженные холеными лошадьми, движутся по городскому кольцу друг за другом. Здесь – лучший в стране, аквапарк, для любителей активного отдыха – рядом горы. Но и не выходя за городскую черту можно получить столько разнообразных впечатлений, что хватит, поверьте, надолго.
Жители Кракова часто договариваются встретиться «под Адамом» – у памятника Адаму Мицкевичу рядом с Рыночной площадью. Не простой, а самой лучшей городской площадью в мире! Этот титул ей присвоило жюри американской некоммерческой организации «Projekt for public spacer», которая вот уже 30 лет занимается возрождением городского общественного пространства и ежегодно проводит рейтинг лучших городских площадей.
Первое место в нем неизменно занимает именно краковская. На одной этой площади туристов ждет как минимум два десятка всевозможных развлечений. Почти все каменные дома и дворцы вокруг рынка – это архитектурные памятники, насчитывающие несколько столетий, в них находятся различные музеи. В одной из старинных башен Мариацкого костела каждый час трубач играет мелодию, которая всегда обрывается на середине такта.
Окружают площадь тесным кольцом рестораны, пабы – их, как говорят, 350 Мы не стали пересчитывать, но невозможно было удержаться от соблазна посидеть в одном из них и полакомиться лимонным шербетом.
Местные жители рассказывали нам, что зимой посетители кафешек перемещаются с площади под землю – в центре полно таких кабачков, где можно послушать любимый джаз. Как-никак, а Краков называют джазовой столицей панства польского. Вечерне-ночная клубная жизнь кипит, ведь мы находимся в городе, где учится почти 200 тысяч студентов.
– Скажите, как вам дышится в Кракове? – спросил у нас один из служащих мэрии.
Мы ответили, что чудесно.
Плохо ли – идешь из центра города до гостиницы сквером, в котором цветут высоченные каштаны и поют птицы! Так было, как выяснилось, не всегда. Расположенный по соседству металлургический комбинат Нова-Гута, который в советское время называли главной стройкой молодой Польской Народной Республики, хотя и окружен зеленой охранной зоной, добавлял в атмосферу столицы немало элементов из таблицы Менделеева. Очистили небо над городом сравнительно недавно – комбинат обзавелся новой технологией и поставил мощные фильтры. Результат может вдыхать каждый. Вклад в дружественную человеку экологическую среду в Кракове вносит, как ни странно, и транспорт. Не весь, конечно, а только один – электрический. Ностальгический звон трамваев вполне вписывается в имидж современного европейского города, добавляя удобств и комфорта егожителям. На «рогатом» пани и паны без проблем добираются в любую точку Кракова. Поэтому на форуме по научно-техническому сотрудничеству, проходившем в рамках Дней Москвы, специалисты самым внимательным образом изучали современные конструкции трамвайных путей и опыт модернизации трамвайного сообщения.
– Мне нравятся европейские трамваи за то, что их не слышно, – дал свою оценку Владимир Платонов. – Считаю, нам этот опыт надо перенимать, наш трамвай слышно. Мы сохраняем их не потому, что есть общество «спасения трамвая», а потому, что это удобный, экологичный вид транспорта.
На «круглых столах» обсуждалось развитие инженерных сооружений, вопросы нано– и биотехнологий. Договаривались о взаимодействии малого и среднего бизнеса Кракова и Москвы в сфере инноваций и высоких технологий. Но все сходились на том, что для начала надо устранить главное препятствие на пути сотрудничества – отсутствие между нашими городами прямого авиасообщения. Как только из Внукова начнут взлетать самолеты с пунктом назначения «Аэропорт Балице», многие проблемы можно будет разрешить.
Панталоны с инициалами. А вот прогуляться по Москве, не сходя с мостовой Кракова, удалось лишь благодаря фотовыставке, привезенной из нашей столицы. Фотохроника ТАСС объективно зафиксировала приметы нашей жизни, объединенные одним – любовью к столице, ее горожанам. И, возможно, после просмотра выставки кому-то непременно захочется посетить наш город, увидеть все своими глазами.
Особый интерес у поляков, а еще больший – у полек вызвала выставка московской моды конца 19 – начала 20 веков. Дамские вечерние туалеты, платья для прогулок, шали, шляпки, веера, митенки – модные и сегодня кружевные перчатки без пальцев… Кринолины – невероятное сооружение из стальных обручей, скрепленных тесемками для сохранения силуэта… А это произведение портновского искусства болотного цвета с мантильей из тончайшего кружева, изготовлением которого так славились русские мастерицы… Бальные платья начала прошлого века стиля «модерн» особой конструкции с корсетом, придававшим фигуре сходство со знаком доллара… Ротонды – не архитектурные, а из женских штучек… Представлена была и нижняя дамская одежда – в то время носили панталоны из белого батиста, отделанные кружевом или шитьем, с инициалами хозяйки.
Посетители смотрели на весь этот шик с восторгом, разглядывали все детали, любовались. Оказывается, еще с древних времен иноземные путешественники отмечали, что московиты одеваются очень ярко и богато, при том что большинство живет скромно и в суровых условиях. Да, времена меняются, а эта традиция остается.
Вечером в Театре имени Словацкого был аншлаг. Билеты на гала-концерт московских знаменитостей шли нарасхват. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», лучшие голоса России, а под конец – Юрий Башмет со своей дочерью Ксенией за роялем зажгли зал так, что их долго не хотели отпускать. Пока краковским меломанам не назначили свидание… в Москве. Ждать осталось недолго – Дни Кракова в нашей столице пройдут уже в сентябре.

Компетентное мнение

– Любой бизнес интересуют прежде всего рынки сбыта, – высказал свою точку зрения министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства столицы Михаил Вышегородцев в беседе с корреспондентом «Вечерки».
– И поэтому интерес компаний к сотрудничеству, безусловно, огромен. Причем, как московских, так и краковских. Но пока нет прямого авиационного сообщения – удовольствие это дорогое. Предприниматели направляются в регион, когда им это выгодно. И сюда они придут, когда полетят новые самолеты экономического класса, как, к примеру, «Super Jet». Пока же у торговли Москвы с Польшей отрицательное сальдо, и оно растет. Польский экспорт в Москву увеличивается из года в год, а вот московский остается незначительным, почти 46% его объема приходится на нефтепродукты. Но сейчас Краков рассматривается как наиболее перспективный город в Польше для делового партнерства московских предпринимателей. Система межрегиональных маркетинговых центров позволяет изучать рынки и выходить на них, находить партнеров, в том числе, в Польше. Так что, надеюсь, лед тронулся.
Краков поставил на туризм. Максимально низкая цена на авиабилеты привлекает сюда людей из соседних государств. Найдите где-нибудь номер в отеле за 30 – 40 евро в день – а здесь за эти деньги можно поселиться в так называемых несертифицированных, но вполне приличных, по-домашнему уютных, гостиницах. Поесть, выпить чашку кофе в Кракове можно за сущие копейки. Вообще туристический пакет достаточно дешевый, и в этом секрет успеха.
А еще сделали ставку на молодых. Как правило, иностранные студенты после окончания обучения возвращаются к своей альма-матер, часто начинают здесь свой бизнес. Экспорт образовательных услуг – дело для страны очень перспективное.

Справка «ВМ»

Российско-польский товарооборот за последние годы имеет высокую динамику роста. Основная статья российского экспорта в Польшу – нефть и газ. В 2007 году по трубопроводу «Дружба» в Польшу было поставлено свыше 17,5 млн. тонн нефти – 97% от потребностей страны. Взаимный товарооборот Москвы и Польши в 2007 году увеличился на 33,4% и составил 1491 млн. евро, в том числе экспорт – 49,6 млн. евро, импорт – 1441 млн. евро. Объем импорта превысил объем экспорта в 29,1 раза. Из Москвы, помимо нефтепродуктов и сырья, направляется продукция тяжелого машиностроения, летательные аппараты, инструменты, оптика. Польша продает нам электрооборудование, парфюмерию и косметику, автомобили, бумагу, лекарства. Москвичи с удовольствием покупают польские овощи и фрукты, мебель, одежду.

www.travel.ru

www.krakow.ru