Дорога в Краков

Чем добраться до Кракова? Обзор способов передвижения
Поездка поездом - оптимальный вариант
Расписание движения поездов on-line
"Критические дни" для покупки билетов
Поезда "Москва-Варшава" - выбираем самый удобный
Фирменный поед "Полонез" - лучший на все времена
Заполнение таможенной декларации. Забыли что это такое? Напоминаю...
Граница - прохождение без нервотрёпки
Duty Free - беспошлинная торговля в поездах
Въезд в Польшу - проходим польскую границу
Поезд прибывает в Варшаву...
Безопасность в Варшаве - несколько полезных советов
Куда идти на варшавском вокзале? Как соориентироваться?
Первый обмен валюты
Покупка билета из Варшавы в Краков - выбираем лучший поезд
Скидки на билеты
Телефонный звонок из Варшавы. Домой или другу
Пока вы в Варшаве. Панорама города
Поездка Варшава-Краков
Покупка обратного билета на поезд
За сколько дней нужно брать билет что бы они ещё были
Вы едете из Праги. Тем, кто едет из чешской столицы
Прямые поезда в Краков из разных стран: в Краков из Братиславы и Будапешта
Обратный путь. Прохождение границы в обратном направлении

Краков.ру > Путеводитель по Кракову Бронирование гостиниц on-line

Приведённая информация актуальная для сезона 2012 года

Чем добраться до Кракова?

Краков. Памятник Мицкевичу    Жители Украины, Белоруссии и Калининградской области могут пропустить начало этой главы и перейти сразу к повествованию о Варшаве. Написанное здесь касается только жителей России.

    Итак, существует четыре (исключая экзотические) способа добраться в Краков: самолетом, поездом, автобусом и на собственном автомобиле.
    Наиболее доступная по цене поездка в Краков - автобусом. Если вам не удаётся найти прямые автобусные рейсы в Краков, можно доехать лишь до Варшавы, а там пересесть на поезд. Можно попробовать договориться, например, с туристическим агентством, организующим поездки в Европу, что бы вас "подбросили " в Польшу (некоторым удавалось даже найти автобусы идущие через Краков).
    Однако вам придется обзвонить не одно агентство, прежде чем вы найдете что-то подходящее.

    Еще более дешевы, но менее комфортны, "челночные" автобусы, оправляющиеся в Польшу из приграничных городов. В таком случае вы должны будете доехать, например, до Бреста, а там пересесть на автобус. Впрочем, этот вариант поездки рассчитан на "знатоков", которые и без меня все знают. Новичкам он не рекомендуется.
    Поездка автобусом получается хотя и самая дешевая, но в тоже время самая медленная и самая утомительная.

    Самая комфортная, самая быстрая, но и самая дорогая - поездка самолетом. Хотя между Россией и Краковом нет прямого сообщения, так что вам придется долететь сначала до Варшавы, а там сделать пересадку на самолет в Краков.
    Хотя сейчас в России появилась компания «Скай Экспресс», которая предлагает дешёвые рейсы в Калининград. Так, летом 2009 года билет стоил около 4000 рублей. За эти деньги вы за несколько часов долетите до Калиниграда, а оттуда можете доехать до Гданьска поездом либо автобусом. От Гданьска в Краков отправляются автобусы и поезда.
    (Подробнее о Гданьске читайте на Gdansk.ru).

    Если вы планируете приехать в Краков из стран Европы – советую посетить раздел «Самолётом в Краков». Дело в том, что в Краков отправляются рейсы некоторых дешёвых европейских авиаперевозчиков, у которых билеты стоят дешевле, чем билеты на поезд.
    А после вступления Польши в шенгенскую зону, больше не нужно беспокоиться о визах.

    Поездка на автомобиле имеет как свои полюсы, так и минусы. Плюсы - то, что вы не привязаны к транспорту, и можете без труда добраться до любого пункта.
    Минусы - это необходимость поиска парковок, и риск того, что с вашим транспортным средством может что-то произойти, и тогда... Впрочем, тот кто имеет опыт таких поездок уже никогда от них не откажется. А новичков я всё равно не сагитирую...

    Для простого туриста (а именно к этой категории я себя и причисляю) наиболее оптимальная, на мой взгляд, поездка - на поезде.
    Это в несколько раз дешевле, чем на самолете, и не так утомительно, как в автобусе: всегда можно "размять косточки", отправить естественные надобности, да и просто поспать в горизонтальном положении.
    Прямые поезда в Краков из бывшего Союза отправляются только с Украины: из Киева и Одессы (через Львов).
    А российским жителям остаётся добираться до Кракова с пересадкой в Варшаве.

Поездка поездом

    Удобнее всего добираться до Кракова так: сначала фирменным поездом до Варшавы (обычным поездом дальнего следования), а оттуда электричкой до Кракова.
    Впрочем, "электричкой" местный поезд-экспресс можно назвать лишь по нашим меркам, а в Польше это нормальный поезд с обычными (т.е. не спальными) вагонами.
    Это наиболее быстрый, и наиболее комфортный путь. Дорога обойдётся вам в ~160 Евро.

    Тот, кто хочет сэкономить, покупает билет на поезд до Бреста, в Бресте проходит таможню, и затем добирается до Варшавы местными электричками (на сей раз это действительно электрички, делающие множество остановок по дороге).
    При таком способе можно здорово сэкономить на билете до Бреста, да и электричка до Варшавы стоит более чем в 2 раза дешевле, чем экспресс. Общие расходы на дорогу составят ~ 75 Евро.
    Вот только при таком варианте вам придётся провести несколько часов на брестском вокзале, и испытать на себе прелести брестской таможни, бардак на которой заботливо сохраняется ещё с советских времён. Да и ждать пересадки в Бресте можно довольно долго.

    До недавнего времени существовал третий способ: нужно было поездом доехать до Калининграда, а там автобусом, всего за несколько долларов, можно было добраться до Гданьска. А уже от Гданьска ехать до Кракова поездом либо автобусом.
    Но после того, как Латвия ввела для россиян въездные визы, эта дорога потеряла свою привлекательность.
 

Расписание движения поездов on-line

    Ещё находясь дома вы можете составить точное расписание вашей поездки. Рекомендую обратиться на официальный сайт Польской железной дороги, где вы найдёте полное расписание поездки со всеми пересадками и номерами поездов (к чемпионату мира по футболу была сделана руская версия, правда по-русски можно вводить только польские названия, или только крупные российские.

    Общий алгоритм такой:
    Информация на сайте Польских железных дорог на польским языке, но ниже вы можете прочесть инструкцию по пользованию на русском языке (см. pkp.polska.ru).

Интерактивное расписание находится под заголовком "Rozklad jazdy pociagow".
Под заголовком "Trasa" введите:
    Z - город отправления (в польском написании)
    Do: - город назначения (в польском написании)
(например для поиска поезда Москва- Краков введите "Moskwa" и "Krakow", для поиска поезда в Варшаву введите "Warszawa")
    Data: введите дату ДД:ММ:ГГ
    Czas: - время ЧЧ:ММ

    Нажмите на кнопку "Szukanie polaczen".

    Если Вы ищите Варшаву – у вас попросят уточнить, какой вокзал вы ищите. Выберите "Warszawa Centralna" (центральный вокзал) или Warszawa Wschodnia (восточный вокзал). Затем нажмите "Szukanie polaczen" ещё раз.

    Появится расписание. В нём обратите внимание на столбец "rzes." - это количество пересадок. (Если вы ищите поезд "Москва-Варшава" - количество пересадок должно быть равным нулю, для поездки "Москва-Краков" - одна.
    Поезда выдаются по три, начиная со времени указанного вами. Для поиска более поздних рейсов нажмите "Pozniej", для показа более ранних - "Wczesniej".
    Отметьте нужный рейс галочкой в столбце "Szczegoly" и нажмите кнопку "Pokaz szczegolowo wybrane polaczenia" (показать подробно выбранное).

    Будет выдано более подробное расписание под заголовком «Widok szczegolowy».

    Для вывода подробного расписания нажмите "Pokaz stacje posrednie" - будет показан список всех станций и время прибытия и отъезда.
    Если хотите распечатать расписание – нажмите "Strona do wydruku".

    Обратите внимание на то, что время приезда-отъезда для каждой станции указывается местное. При движении из Москвы в Варшаву смена часовых поясов проходит между станциями Смоленск и Орша, а также между Брестом и Тересполем.
    Обратите внимание, что если вы просто напишите станцию прибытия как "Warszawa", то расписание выдаст вам время прибытия на первую варшавскую станцию, а это будет "Варшава-восточная", поэтому пишите "Warszawa Cen" - тогда вы получите время прибытия на центральный варшавский вокзал "Warszawa Centralna".
    Другой нюанс пользования сервисом pkp.com.pl заключается в том, как писать станцию Брест. Если просто написать "Brest" - то программа решит, что вы имеете ввиду французский город Brest и даст вам расписание поездки из Франции. Поэтому необходимо писать "Brest Cen".
    Москва по-польски пишется как "Moskwa".

    С точным расписанием поездов на варшавском вокзале вы можете даже не смотреть информационное табло, а прямо с распечаткой идти к кассе.
    Только обращайте внимание на дату!

"Критические дни" для покупки билетов

    Обычно билеты на поезд в Польшу можно взять всего за пару дней до отправления. Но есть несколько дней в году, на которые выпадают пики пассажирской активности, и на которые билеты нужно покупать почти за месяц.
    Это, прежде всего, дни перед рождеством, когда армия поляков работающая в России стремится вернуться в Польшу, что бы отметить праздник в семейном кругу.
    Это также несколько дней перед Новым годом и начало майских праздников, когда состоятельные сограждане стремятся на недельку-другую уехать отдохнуть в Европу. (Аналогичные проблемы будут и с покупкой обратных билетов по окончанию праздников.)
    Сложно достать билет на дни начала весенних и осенних каникул, когда группы школьников выезжают в Европу. Отъезд детей на летние смены как-то сглаживается, но тоже наблюдается отчетливый рост спроса на билеты перед началом летних смен в детских лагерях.
    Стоит также помнить о том, что к началу нового учебного года многие стремятся вернуться домой. И если польских школьников в России отдыхает не так много, то количество наших детей, возвращающихся из Европы через Варшаву здорово уменьшает ваши шансы купить билет на поезд в Россию в конце августа.
    Поэтому не откладывайте покупку билета на последний день, или постарайтесь выбирать для поездок не самое горячее время (если получится).

Поезда в Варшаву

    Сегодня в Варшаву из Москвы ходят три поезда, все они отправляются с Белорусского вокзала.
    Самый удобный из них – легендарный «Полонез», известный ещё с советских времён. В конце 2005 года он был отменён из-за практически иссякшего потока туристов в Польшу. Увы, постепенно количество пассажиров уменьшалось, и в последние годы в каждом купе этого поезде ехал только один человек.

    Но, видимо, потом ситуация изменилась и с 27 мая 2007 г. «Полонез» был восстановлен. Правда его отправление теперь перенесено на более удобное вечернее время. И теперь маршрут обсуживают поочерёдно (через день) российские и польские железные дороги. Отправление из Москвы в феврале, апреле, мае, августе, ноябре, декабре 2012 года по нечетным числам составом РЖД, по четным - составом ПКП. В январе, марте, июне, июле, сентябре, октябре по четным числам - составом РЖД, по нечетным - ПКП.

    Отправляется поезд из Москвы в 16:50, а прибывает в Варшаву (вокзал «Варшава-Цетнральная») в 8:30; обратное отправление из Варшавы в 15:20, прибытие в Москву в 11:45. Время в пути составляет 17 часов 50 минут. Пересечение границы в Бресте – без четверти четыре утра, обратно в Тересполе - в вечернее.
    Стоимость проезда в одну сторону составляет ~140 Евро в вагоне 2 класса и ~200 Евро - первого. В стоимость включён также чайный и гигиенический наборы.

    Другой поезд - №21 «Москва-Прага». Отправляется из Москвы в 23:45, прибывает в Брест в 13:10, но в Варшаву добирается только в 19:05, т.е. с учётом дороги в Польше в Краков вы попадёте только к 10 часам вечера.

    Третий - №23 «Москва-Париж» и вовсе будет в Варшаве в полночь.
    Берлинские поезда (113 и 120) тоже стали ходить очень неудобно для поездок в Варшаву - выезжая из Москвы в час ночи, они добираются до Варшавы к часу ночи следуюшего дня. А уехать из Варшавы в Краков ночью можно только на «тихоходной» электричке, которая едет более 5 часов...

    Как вы понимаете, самым удобным является «Пололнез», поэтому я буду рассказывать о поездке в нём.



Фирменный поезд «Полонез»

    Известный с советских времён, исчезнувший из расписания в конце 2005 года в связи с иссякнувшим потоком туристов, и восстановленный в конце мая 2007 года "Полонез" снова встречает пассажиров. Но теперь линия обслуживаниется не польским коллективом, а на паритетных началах - польской и российской железной дорогой. Один день отправляется польский поезд с польской бригадой проводников, другой - российский поезд с российскими проводниками.

    Вагоны в этом поезде, как и большинстве международных поездов, бывают первого и второго класса. Конструктивно эти вагоны ничем не отличаются, разница только в том, что во втором классе раскладывают 3 полки, а в первом - 2.
    В поезде работает вагон-ресторан. От Москвы до Бреста – наш (это значит столы с нормальными стульями, и полноценное меню, как в любом кафе); от Тересполя (польского пограничного города) до Варшавы вагон-ресторан польский (это значит столики с барными стульями, а в меню из закусок только бутерброды).

    Поскольку сейчас на международных линиях не наблюдается аншлага, то вполне вероятно, что купив один билет, вы и будете ехать в купе совершенно один. В сезон же, самое «хитрое» место - верхняя полка. Во-первых, она сразу же застелена, а во-вторых, вы в любое время можете лечь, не спрашивая разрешения остальных (сидеть во втором классе можно только когда средняя полка опущена, т.е. приведена в горизонтальное положение, ибо она является спинкой для сидящих на нижней). Не бойтесь свалиться с полки - здесь предусмотрены "ремни безопасности", которые удержат даже страстного любителя ворочаться во сне.
    Лично я предпочитаю верхнюю полку, и даже когда еду один в купе - прошу у проводника разрешения занять её.

    На польской железной дороге принято продавать билеты отдельно в мужские и женские купе. Конечно, путешествующих вместе никто разлучать на время поездки не станет. Но если в купе оказываются незнакомые мужчины и женщины, проводник постарается переселить пассажиров так, что бы мужчины были отдельно, а женщины отдельно...

Краков. Рыночная площадь. Суконные рядыПутешествие летом

    Главная опасность для путешествующих летом – жара: в жару так и хочется высунуться из окна для охлаждения, тут-то вас и подстерегает простуда. Не удивляйтесь, в жаркий день простудиться у открытого окна легче, чем слякотной осенью: разгорячённый организм часто оказывается беззащитным перед лёгким ветерком - поэтому ни в коем случае не высовывайтесь из окон. Для эффективного охлаждения достаточно лишь высунуть руку из окна.

    Если вам слишком жарко под одеялом или простынёй - есть другой простой и эффективный способ - высунуть их под простыни ногу. Это может показаться смешным, но это работает!

Путешествие зимой

    Когда морозным днем попадаешь с улицы в вагон, всегда кажется, что там тепло. Батареями начинаешь интересоваться гораздо позже... Если вы читаете эти строки в теплой комнате, всё что здесь написано может показаться вам надуманным.     Но, уверяю вас, путешествуя в холодное время года вы оцените этот раздел.
    Температура радиатора определяется исправностью соответствующего оборудования, которое, к сожалению, оставляет желать лучшего. Нет, в купе, конечно, не холодно, но прохладно, и через час-другой эта "прохлада" начинает вас доставать.
    Поэтому настоятельно рекомендую всем, кто едет в холодное время года, брать с собой тёплые носки. Без них, переодевшись в домашние тапочки вы постепенно начнёте мёрзнуть, а с ними - вам любой мороз не страшен. Как говорится, главное - держать ноги в тепле.

      Поэтому настоятельно рекомендую всем, кто едет в холодное время года, брать с собой тёплые носки. Без них, переодевшись в домашние тапочки вы постепенно начнёте мёрзнуть, а с ними - вам любой мороз не страшен. Как говорится, главное - держать ноги в тепле.

Кое-что о заполнении таможенной декларации

            Тот, кто летает за границу самолётом, возможно, уже забыл, когда в последний раз заполнял декларацию. Но в Белоруссии порядок сохранился, и для таможни её по-прежнему необходимо заполнять. С 2000 она обязательно заполнялась в 2-х экземплярах - один экземпляр оставался у таможенника, другой вы должны были хранить на всё время поездки. Но по новым правилам, если вы вывозите наличных денег меньше чем на 10 000$ - заполняете только одну декларацию и отдаёте её таможеннику.
    А вот если вы вывозите более 10 000$ - заполняете декларацию в 2-х экземплярах, один отдаёте таможеннику, а второй, на который он поставят печать, оставляете себе. Если вывезенную сумму вы будете вводить обратно - у вас не возникнет проблем с объяснением откуда она взялась. Кстати, если вы ввозите в Россию большую сумму, то стоит внести её в декларацию, тогда для последующего вывоза вам уже не понадобится разрешение на вывоз.

    Неспособным каллиграфически писать во время движения поезда, не стоит делать над собой усилий - дождитесь станции.

    Если вы выезжаете из России (т.е. Белоруссии) - отметьте крестиком пункт "выезд", если въезжаете в Россию - пункт "въезд".
    Дальше указываете, что живёте в России (если в России) и следуете из России в Польшу.
    Не забудьте указать все имеющиеся у вас деньги. Обратите внимание, что указывать надо и российские, и белорусские рубли.

      Разрешение на вывоз валюты необходимо иметь только для сумм превышающих эквивалент 10 000 $ (с 2004 года). Однако, обратите внимание, что в эту сумму входят все деньги, которые у вас есть. Так если вы везёте, например, 10 000 $, 300 рублей и 100 zl, то вы везёте в сумме эквивалент 10 035 $, следовательно, на 35 $ у вас должно быть разрешение.

    Если у вас есть драгоценности - их также необходимо указать.
    Это касается и предметов старины (на старинные вещи у вас должно быть разрешение на вывоз из Министерства культуры).

    Пункты 3.2 - 3.12 обычно заполняются однотипно: на все вопросы отвечают "нет".
    Когда-то нужно было обязательно вписывать дорогие личные вещи: фотоаппараты, видеокамеры, но в последние годы таможенники рекомендуют их не указывать.

    Если вы вывозите товары для продажи - то должны их указать, что бы заплатить за них пошлину.

    В любом случае, правила могут измениться в любой момент и весьма радикально, а их трактовка зачастую зависит от конкретного чиновника, поэтому лучше оставить спорные пункты незаполненными, а потом спросить лично у таможенника стоит ли вписывать то, что вы везёте. За спрос, как известно, денег не берут, а вы обезопасите себя от подозрения (пусть и надуманного) в контрабанде.

    Ещё раз обращаю внимание на то, что женщины должны указывать все драгоценные украшения, независимо от их стоимости, иначе их могут попросту отнять. Опять же могу посоветовать перед тем, как отдавать декларацию, предъявить ценности таможенникам, с целью уточнить - все ли вы правильно указали.

    Таможенники - не враги тем, кто соблюдает все правила. Вот только правил иногда слишком много, что бы все их можно выполнить.



Граница

    На брестский вокзал поезд прибывает в 4:42 (по московскому времени, или в 3:42 по белорусскому). Настоятельно рекомендую вам поставить будильник (в мобильном телефоне), т.к. будить пассажиров проводник начинает обычно за 10-20 минут до прибытия, поэтому если хотите успеть умыться - вставайте пораньше, ибо в ближайшие 3 часа сделать это вам не удастся.

    Сначала придёт пограничник и заберёт у Вас паспорт. Кроме паспорта ему от вас ничего не нужно, поэтому не пытайтесь всучить ему свои декларации. А вот вашу внешность он внимательно сличит с фотографией в паспорте.

    Обратите внимание на то, что иностранцы, едущие через территорию Белоруссии должны иметь транзитную визу. Для россиян и поляков проезд свободный, а вот бывшие наши сограждане едущие с иностранными паспортами должны позаботиться о такой визе. Даже когда на вокзале убеждают, что никаких дополнительных документов не нужно, лучше услышать это из уст работников посольства.
    Если вдруг случилось так, что нет требуемой визы есть два пути решения: либо попытаться что-то "подарить" пограничнику (что удаётся далеко на всегда), либо не теряя времени быстро ехать на такси в ОВИР оформлять нужные документы. Времени пока поезд меняет колёса и стоит на варшавской стороне вокзала - а это добрых полтора часа - вполне может хватить на оформление всех формальностей.
    Главное - не пытайтесь качать свои права, если не уверены в своей правоте. Сопротивление будет расти пропорционально вашему напору, а отступить назад пограничники уже не смогут.

    После того, как уйдут пограничники, придут таможенники.
    Вы, конечно, уже заполнили таможенную декларацию, указав там количество багажа, и всю денежную наличность в валюте и российских рублях (для Белоруссии российские рубли - тоже валюта). Приготовили все деньги, которые везёте, для досмотра. И теперь ждёте прихода сотрудников таможни.

    Таможенники собирают таможенные декларации, и заранее выбирают себе потенциальных жертв для будущего досмотра.

    Затем поезд увозит вас на увлекательный аттракцион под названием "смена колёс".
    Дело в том, что железнодорожная колея в России и в Европе имеет разную ширину. В России она шире, в Европе - уже.
    Есть легенда, что когда в России хотели строить железную дорогу и встал вопрос о ширине колеи, в целях безопасности российскую сделали шире - что бы немецкие бронепоезда не смогли за несколько часов доехать до российской столицы.
    С тех пор каждый раз приходится выполнять этот ритуал.

    Те, кто едет не в первый раз обычно используют время стоянки в мастерских. А тем, кто впервые выезжает за границу на поезде советую не пропустить это действо.
    Вам наверное рассказывали, что вагоны поднимают, а затем по широкой колее уезжают колёса "широкие", и по узкой колее приезжают "узкие". На самом деле - это не правда: и "широкие" и "узкие" колёса едут по одной и той же колее. А вот в чём секрет - предлагаю каждому догадываться самостоятельно.

    Обратите внимание, что если вы едете во втором или последнем купе - во время смены колёс к вам придёт рабочий, что бы вывернуть кронштейн, закрепляющий колёса. Для вас это чревато тем, что одежда висящая на вешалке может быть случайно испачкана машинным маслом. Поэтому лучше её заранее снять и положить, например, на полку.

    Тем, кто наблюдает за происходящим стоя в коридоре - советую постараться не соприкасаться с идущим по нему рабочим; лучше на это время уходить в купе. Если, конечно, не хотите демонстрировать своим соседям возможности своего стирального порошка.
    Если же вас всё же испачкали - обратитесь к проводнику за моющим средством.

    Тому, кто не расстается с фотоаппаратом, наверняка захочется запечатлеть этот процесс. Сделать это можно, но только осторожно.
    Как только ваш фотоаппарат попадает в поле зрения рабочих - они тут же начинают протестовать: "Здесь нельзя снимать!". Поэтому постарайтесь сделать снимки так, что бы никто этого не видел.
    Однако, если вы мечтаете сфотографироваться на фоне поднятого вагона - заводите беседу с рабочими, угостите их пачкой сигарет, и тогда можете снимать всё, что хотите, даже фотографироваться в обнимку с работниками (угостив их - вы станете для них "своим человеком").

    После того как вагоны получили новые колёса - поезд вновь возвращается на брестский вокзал, но на это раз уже на варшавскую сторону. Это уже заграница.
    Здесь сначала придут пограничники и отдадут вам ваши паспорта.
    А затем таможенники вернутся к выбранным жертвам.

Польский поезд    Таможенный осмотр - это самое неприятное, что вас ожидает. Об этом многие писали, но увы, все эти "прелести" иногда действительно имеют место быть.

    Сразу скажу, что раз на раз не приходится. Я лично сталкивался с самым разным обращением, и проследить какую-то тенденцию в этом я не смог.

    Иногда могут ограничиться устным опросом - что везёте.
    Иногда могут только попросить пересчитать деньги. А делается это так: вы вынимаете все деньги, которые везёте, и сами пересчитываете их показывая таможеннику.
    Поэтому, кстати, не стоит прятать их в укромных местах от воров.
    После пересчёта обычно следуют вопросы: "А это точно вся валюта?.. А если мы поищем?.. А если мы найдём?"... Это, видимо, обычная практика.

    Будьте готовы и к тому, что вас могут попросить показать все ваши вещи. Мысль об этом может прийти таможеннику в голову, если он (а чаще она) решит, что вы что-то скрываете, или ваша внешность покажется вам подозрительной, или просто вы находитесь в первом купе по ходу её следования...
    Итак, если вам не повезло, то придётся вынимать из сумки все вещи. Таможенник будет прощупывать каждую из них, залезать во все карманы, открывать все коробочки. Досмотру подвергнутся и ваша бритва, и упаковка с туалетной водой. Тщательно будут просмотрены ваши записные книжки.
    Поэтому если вы везете подарки иностранным друзьям - не запаковывайте их заранее (всё равно придётся раскрывать), и будьте готовы к ответу на самые тупейшие вопросы таможенника типа: "А это что?" - когда он указывает, например, на видео кассету. Не пугайтесь - спокойно отвечайте на все вопросы.

    Однажды таможенница прямо сказала мне:
    - Я хочу найти, что ты всё-таки везёшь!
    - Да ничего я не везу, - ответил я, - вы скажите, что ищите, я сам покажу.
    - Ты всё равно не скажешь... На челнока ты на похож... Зачем ты едешь?
    - Я еду отдыхать, - отвечаю я.
    - Нет, я всё-таки должна найти, что ты везёшь...

     Я спокойно вынимал вещи, и рассказывал о каждой из них: "Это костюм, это книга в подарок, это диски в подарок, это бритва", и т.д.
    "Промучившись" со мной таможенница попросила меня напоследок показать карманы, снять ботинки и носки. И, ничего не найдя, ушла.

     В другой раз таможенник-мужчина взялся меня обыскивать и дошёл до носков...

    Словом, будьте готовы ко всему. И не нервничайте - это вы едете отдыхать, а они - работают.

Краков. Суконные рядыDuty Free

    После того, как вы получили на руки "свою краснокожую книжицу", можете посетить магазин беспошлинной торговли Duty Free, расположенный в здании вокзала. Там можно купить алкогольную продукцию и табачные изделия. Практически все они немецкого производства, в т.ч. водки типа "Boilshoy" и "Morozov". Нельзя сказать, что всё это на много дешевле, чем в Москве, но зато уж точно гораздо дешевле, чем в Польше. Не случайно польские проводники и железнодорожные работники всегда прилично отовариваются в этом магазине. Например, бутылка водки "Bolshoy" емкостью 1 литр стоит всего 4 доллара.
    Магазин представляет собой два зала: в одном находится киоск, в другом - зал самообслуживания. Принимается любая СКВ, но все цены указаны в Евро.

    Для того, что бы пройти в магазин нужно предъявить пограничнику на входе паспорт. Иногда пограничники ищут в них штамп о прохождении границы.

    Покупая что-то, имейте ввиду, что польские ограничения на ввоз алкоголя и табака никто не отменял, а потому закупленное вами ни коем случае не должно попасться на глаза польским таможенникам. Обычно они никогда никого не проверяют, но в случае чего с купленным придётся расстаться.
    Хотя, справедливости ради, скажу, что не видел, что бы в последние годы поляки кого-то проверили.

    Интересно, что после того, как вы вышли из торгового зала, вас ещё и не пустят на перрон. Почему-то пограничники начинают выпускать посетителей магазина только за 5 минут до оправления поезда. Может, боятся, что в вагоне узнав о выгодной покупке, у вас найдутся последователи? :-)

    Тому, кто не стал посещать Duty Free польский проводник предлагает перевезти на польскую сторону купленную им бутылку водки или упаковку сигарет. Мелочь, для него а тоже деньги!

    Иногда могут появиться тёмные личности и предложить перевезти кое-что на польскую сторону. Тогда лучше отвечать вежливым отказом.

Чего только не увидишь!..

    Свидетелем интересного случая стал я однажды. На "Polonez" иногда могут подсаживаться в Бресте. И вот люди, только что прошедшие пограничный контроль, ринулись в магазин Duty Free, где стали забивать блоками сигарет огромные сумки. На вид в каждой из них было не менее 30 блоков. Затем прямо в торговом зале они принялись обматывать каждую сумку чёрным скотчем, после чего спокойно погрузили всё это на тележки, и пошли занимать свои места в поезде.
    Мне оставалось лишь гадать: как они всё это провезут? То ли у них есть какое-то разрешение, то ли таможенники "прикормленные"?...
    Разгадка оказалась довольно простой.
    Надо сказать, что я всегда люблю смотреть как поезд пересекает границу, вот и в этот раз я стоял у открытого окна. И вдруг вскоре после того, как поезд пересёк пограничный мост, я увидел как из первых вагонов стали выкидывать... те самые пачки обмотанные чёрным скотчем. Выкидывали их довольно шустро.
    Стояла осень, так что за окном была чёрная ночь...
    И в это время послышалось какое-то шуршание в высокой траве у железнодорожной насыпи. Это были люди в тёмной одежде, которые довольно шустро собирали выброшенное. А один из них подавал контрабандистам специальные сигналы красным фонариком.

    Я бы никогда не написал об этом так просто (в конце концов у каждого свой бизнес), если бы... в сотне метрах от того места за столбами не прятались полицейские. Которые, видимо, были уже в курсе готовящейся "переброски".
    Так что польская полиция тоже не дремлет!



Въезд в Польшу

Тересполь. Здание вокзала
Вокзал в Тересполе

    Через пять минут после отправления с Варшавской стороны брестского вокзала поезд пересекает границу. На данном участке государственной границей является река Буг.

      Не забудьте перевести часы на 2 часа назад!

    Первый польский город, который вы увидите после Бреста - пограничный Тересполь. Здесь к вам приходят уже польские пограничники.
    Если то, что делают с вашими паспортами в Бресте остается тайной, то здесь вы видите все манипуляции. Пограничник сверяет паспортные данные с записями в своем блокноте, и когда убеждается, что вы не террорист разыскиваемый Интерполом, отдает паспорт вам.
    Мне всегда было интересно, что же он там все-таки ищет, и кто попадет в эти списки. Но моё природное любопытство никогда не пересиливало воспитанную во мне вежливость, и не давало спросить об этом. К тому же польские пограничники всегда спешат.
    "Это у вас там по десять человек на вагон, а если я буду работать в таком темпе - только на бутерброды заработаю", - подгоняет кого-то польский пограничник.
    Впрочем, иногда случается, что кто-то все же вызывает у них подозрение. Пограничник может связаться по рации со штабом, и уточнить у них кое-какие данные. А однажды он просто молча переписал мои данные на отдельную бумажку; впрочем, это не имело для меня никаких видимых последствий (по крайней мере хвоста я за собой не замечал, и ни одна явка не была провалена :-) ).

    Польский пограничник задаст вам несколько вопросов о цели вашего путешествия. Обычно спрашивают, куда вы едете и с какой целью.
    Назовите город, куда вы едете. Цель – обычно туризм.
    Пограничник может поинтересоваться у вас, в какой гостинице вы остановитесь. Что бы не вызывать лишних вопросов – лучше заранее посмотреть цель вашего путешествия.
    Однако, всегда можно сослаться на то, что турфирма встретит вас на вокзале.

    Лично я люблю прикалываться, и обычно отвечаю «еду в Польшу, в отпуск». Но вообще, с пограничником лучше не шутить – т.к. независимо от наличия у вас визы, конченое решение - пускать или нет вас в Польшу - принимает пограничник.

    Задача пограничника – задав два-три вопроса постараться выявить потенциальных нарушителей.
    Поэтому отвечайте на все его вопросы спокойно, если что-то не понятно, переспрашивайте.

    Другая задача пограничника – помочь вам избежать потенциальных проблем. Например, если у вас виза на две недели, а вы говорите, что едете на месяц к знакомым, пограничник сообщит вам об этом несоответствии…

    После того, как в паспортах проставлены печати о въезде, приходят польские таможенницы. Это симпатичные женщины, которые вежливо поинтересуются у вас что вы везёте.
    Ответ "ничего" (или "nic" [ниц] по-польски) их обычно устраивает.

    В половину седьмого (по польскому времени) поезд отправляется дальше.
    До Варшавы ещё несколько небольших остановок - по минуте каждая. И примерно к половине девятого утра по польскому времени московский поезд подъезжает к Варшаве...

Поезд прибывает в Варшаву...

    Первая остановка в польской столице - "Варшава-Всходня".
    Однажды я ехал в одном вагоне с группой наших школьников, и когда один из них в шутку назвал эту станцию "Варшава-Сходненская" (москвичи поймут юмор); руководительница с умным видом поправила его: "Варшава-товарная". :-)
    На самом деле, название переводится как "Варшава-Восточная".

    Некоторые поляки, а тем более жители Варшавы, предпочитают выходить здесь, где нет той суеты, что царит на центральном вокзале, да и встречающим на машине легче проехать сюда, чем в центр.
    Кстати, некоторые поезда, вернее, вагоны, проезжающие через Варшаву транзитом (например, берлинского поезда №11), сначала делают остановку на станции "Варшава-Восточная", а потом больше часа стоят и ждут пока их прицепят к следующему составу.

    Итак, через пять минут после отправления с "Варшавы-Всходни" поезд ныряет в туннель, и вот вы уже на подземном вокзале "Варшава-Центральна" (Warszawa-Centralna). Здесь вам и выходить.
 

Безопасность в Варшаве

Так выглядят польские электрички.
Вы поедете из Варшавы в Краков совсем на другом поезде...

    То, что написано в этой главе, скорее всего, вам не понадобится. Но всё же, пусть лучше вы посчитаете меня параноиком, чем окажетесь неподготовленными к встречи с неприятностями. Как сказал один мой друг, умный человек - тот, кто может выбраться из любых неприятностей, а мудрый - тот, кто никогда в неприятности не попадает.
    Так будьте же мудрыми!

    Итак, варшавский вокзал, как впрочем и любой другой вокзал в любом городе мира - потенциально опасное место. Здесь орудуют СНГ-шные шайки, "специализирующиеся" на челноках. Это не значит, что как только вы сошли с поезда, вас всюду окружают бандиты, но некоторые меры предосторожности принять не помешает.
    Итак, наши ублюдки "потрошат" только граждан из бывшего СССР, и никогда не трогают поляков. Ибо знают, что за поляков местная полиция встанет горой, а наши ограбленные граждане часто вообще никуда не обращаются (что, кстати, является их большой ошибкой). Поэтому лучший способ обезопасить себя - не говорить по-русски.
    Т.к. эти шайки боятся ошибиться, и "наехать" не на того, то чаще всего они сначала спрашивают потенциальную жертву о чем-нибудь по-русски, и только получив ответ "на языке оригинала" начинают свою "работу". Поэтому если вас о чем-то спрашивают по-русски на варшавском вокзале, можете сделать вид, что не поняли, или вспомнить пару фраз из школьного курса типа "Донт андестенд" или "Нихт ферштейн", но ни в коем случае не отвечайте на вопрос.
    А вот если к вам все же пристали, то сначала оцените обстановку. В случае, когда у вас действительно нет при себе денег, так и скажите об этом, и вас, обыскав, просто отпустят. А вот если вы не жаждите расстаться со своими кровными, а уроки борьбы, которые вы брали у Ж.-К. Ван Дамма стёрлись из памяти - постарайтесь просто привлечь к себе внимание окружающих. Конечно, закричать, когда к вам приставили нож, решиться не каждый. Но, как пишут психологи, в таких ситуациях нужно привлекать к себе внимание чем угодно. Один из способов - сымитировать, например, "слабость в ногах от нахлынувшего страха", и просто на обмякнувших ногах опуститься на пол; ибо мимо лежащего человека толпа просто так не пройдет, да и бандитам обыскивать ваши карманы будет крайне неудобно.
    Если вы читаете эти строки и думаете: "это не город, а просто какой-то Чикаго", спешу вас успокоить: таких случаев в общей массе не так много. Люди ездят по многу раз, и с ними ничего не случается. Однако, я считаю, пусть лучше вы сейчас прочтете эти строки, а после возвращения просто посмеетесь над своими опасениями, чем попадете в неприятную ситуацию и испортите себе всю поездку.
    Есть поговорка: предупрежден - значит вооружен. Так будьте же вооруженными знаниями, и пусть с вами ничего не случится!

Куда идти на варшавском вокзале?

Вокзал "Варшава-Центральная"
Вокзал "Варшава-Центральная"

    Варшавский вокзал - подземный. Все пути и перроны находятся под землёй, а на поверхности возвышается лишь аккуратное вокзальное здание.
    С каждого подземного перрона наверх ведут 3 выхода, но лишь один из них выведёт вас к главному залу.
    К сожалению, найти указатель на центральный зал "Hala Glowna" довольно сложно. Поэтому я предлагаю простой ориентир: ищите эскалатор под которым находится торговый павильон, и поднимайтесь по нему. (Если быть точным - эскалатор находится в 3 секторе (3 sektor), а вход на него - в начале 4-го).
    Поднявшись по эскалатору, вы попадаете в коридор, из которого широкая лестница выведет вас в главный зал (лестница находится посередине - между выходами на 2 и 3 перрон ("tor 2" и "tor 3")).
    В главном зале вы видите большое белое, во всю ширину зала, табло с расписанием всех отправляющихся с вокзала поездов. Под этом табло находятся кассы. Поскольку дальше вы поедете на местном поезде - любая из них к вашим услугам.

    В противоположном от касс конце зала на первом этаже располагается междугородний телефонный переговорный пункт, а на втором - зал продажи билетов международного сообщения и зал ожидания.
    Кстати, если вы хотите позвонить, то покупайте телефонную карточку, а не жетоны. Карточки едины для всей Польши, и купив их в Варшаве, вы сможете ими пользоваться и в Кракове. (Подробнее о телефонных карточках см. здесь.)

    Если вы ещё не перевели часы, то сверьте их с местными: разница с Москвой - 2 часа назад.

    Если вы голодны - к вашим услугам многочисленные кафе. Не обязательно пользоваться теми, что находятся в главном зале. Большое количество небольших кафе находится в переходах вокзала; есть здесь и просто пункты продажи гамбургеров, хот-догов и пиццы. Достаточно снова спуститься в переход, и пройти по коридорам варшавского вокзала дальше.
    Традиционная еда туриста - McDonalds, что бы выйти к нему - спускайтесь снова из главного зала в переход, поворачивайте налево, а затем - первый поворот направо. Метров через 50 вы увидите вывеску. Есть в переходах и Dunkin Donats, и другие кафе, где готовят не менее вкусно.
    Единственная проблема, которая может у вас возникнуть при прогулках в переходах - как найти дорогу назад. Это не шутка, особенно когда до поезда остаётся всего несколько минут. Поэтому следите за тем, куда идёте. А если заблудились - спросите дорогу к кассам или спуститесь на перроны и сориентируйтесь на месте.

    Подробнее о Варшаве можно почитать:
      - "Варшава.ру - справочник для туриста"
      - "Варшава.Польша.ру - основные сведения".

Первый обмен валюты

    Польская валюта - злотый (zloty), делится на 100 грошей (groszy).
    Самый последний курс польского злотого можно найти здесь.

    Курс польской валюты составляет примерно 4 zl за 1 Евро. Этот курс установился ещё в 2006 году, и держится до сих пор (2012 года).
    Последний резкий скачок курс польского злотого совершил в 1999 году, когда с отметки 3,40 zl за 1$ (в 97-98 году) от взлетел до 4,00zl. В 2000 году курс доллара и вовсе упал до отметки 4,60zl, но затем "одумался" и уже к 2001 году снова опустился до 4,00zl, опустившись летом 2002 года от отметки 4,20 zl за 1$, уже к 2003-му снова вернулся на первоначальную отметку. Следующее укрепление курса злотого прошло к 2006 году, когда 4,00zl стал стоить Евро, а не доллар. Этот же курс держится и по сей день (2009 год).

    Обменный пункт по-польски называется "Kantor", или полностью "Kantor wymiany walut". На центральном вокзале в Варшаве "Kantor" находится в переходе (по нему вы шли с платформы) прямо напротив лестницы ведущей в главный зал.
    Курс в "Kantor'е" на вокзале хотя и не самый выгодный, но и не совсем грабительский. Теоретически здесь можно обменять и рубли, но курс поставлен настолько низкий, что менять доллары выгоднее раза в два :-). (Более выгодный курс для рублей - в обменных пунктах расположенных чуть подальше от главного зала, например, в переходе в сторону аллеи Jerozalimskiego.)
    Сколько менять - решать вам. Но вот самый простой расчёт: вам понадобятся злотые для покупки билета на поезд в Краков, билета на городской транспорт в Кракове или оплаты такси, плюс мелочь на первый день. Словом, можно обменять 25 Евро (на человека), а остальное - в Кракове.
    Однако, если вы приезжаете в субботу - то знайте, что "нормальные" обменные пункты работают только до обеда, а в воскресенье и вовсе закрыты.

      Не забывайте, что для вашей безопасности, менять деньги лучше молча.

    Если у вас кредитная карточка, то к вашим услугам в центральном зале вокзала находятся, по крайней мере, 2 банкомата. Располагаются они в противоположном от касс конце зала.

    Итак, наконец, вы получили на руки Польские злотые...

Покупка билетов из Варшавы в Краков

    Из Варшавы в Краков поезда отправляются каждый час. Впрочем, расписание составляется так, что прибывающие "Полонезом" попадают как раз в единственное "окно", когда перерыв составляет 2 часа. Но самое смешное заключается в том, что в выходные дни отменяется и следующий за "окном" поезд. Поэтому нередко вынужденное ожидание длится более 2 часов.
    Впрочем, тем кто приехал с компанией незачем проводить всё это время на вокзале (см. Пока вы в Варшаве).

    А иногда случается - наоборот, нужно быстро бежать к кассе, т.к. краковский поезд отходит всего через 15 минут после прибытия московского.
    Информацию о времени отправления (если вы почему-то не сделали распечатку дома) проще всего прочесть в большом расписании, что висит над кассами в главном зале. Более подробную информацию можно найти в расписаниях, что висят в главном зале возле лестницы ведущей вниз к поездам, а также на перронах. Вам нужны большие желтые листы с заголовком "Odjazdy". Обычно Краков - это конечный пункт для экспрессов следующих из Варшавы, так что ищите название города в крайней правой колонке. Впрочем, некоторые поезда могут идти и дальше - тогда стоит прочитать информацию и о маршруте.

На какой поезд брать билет?

    Междугородние поезда на таких расстояниях, как от Варшавы до Кракова, бывают 2 видов: "экспресс" и "скорый". Разница между ними в том, что скорые поезда предназначены для "местных" поездок, а экспрессы - для более дальних. Соответственно, "экспрессы" не делают промежуточных остановок, а их скорость как минимум в два раза больше, чем у "скорых". Из внешних отличий следует отметить, что внутри "скорые" выглядят почти как наши электрички, а в "экспрессах" вагон разделен на отдельные купе по 6-8 человек. И билеты на "экспрессы" продают с обозначенными местами, а в "скором" - садитесь, где хотите.
    В дневное время (с 6:00 до 21:00) из Варшавы в Краков идут только "экспрессы", которые домчат вас за неполные 3 часа без остановок. А ночью придётся воспользоваться "скорым", путешествие на котором растянется более чем на 5 часов.

    Общим является то, что во всех польских поездах вагоны бывают первого и второго класса, для курящих и некурящих.
    Первый класс отличается от второго тем, что в купе первого класса размещаются 6, а второго - 8 человек. По стоимости первый класс дороже почти на 50%. Добавлю также, что вагоны первого класса выделены красными полосами по бокам, а вагоны второго класса - зелёного.
    За "курящий" или "некурящий" вагон доплата не взимается :-).
    В каждом вагоне экспресса находится 2 туалета. С мылом и бумажными салфетками.

    Экспрессы из Варшавы (через Варшаву) в Краков в свою очередь делятся на "обычные" и "экономные" - TLK (Twoje Linie Kolejowe - "Твои железнодородные линии").
    "Обычные" поезда "InterCity" не делают остановок между Варшавой и Краковом, а TLK остановятся 2-3 раза. В фирменном "Inter Sity" даже во втором классе в купе - 6 мест вместо обычных 8; вагоны гораздо чище; и один раз вам дают бесплатный перекус: пирожное и сок (чай, кофе). Кстати, второй "перекус", который вам предложат, будет уже за деньги. Но главное отличие в том, что...
    Цена билетов на "EX" и "TLK" отличается в 2 раза!
    Так, если билет на обычный экспресс в вагон второго класса стоит 110-120 zl (30 Евро), то такой же билет на TLK - 50-60 zl (13-15 Евро).

    В расписании может стоять «Krakow Glowny», или «Krakow Plaszow» - для вас это не важно, потому что первой остановкой всё равно будет центральный краковский вокзал «Krakow Glowny».

      Итак, я советую вам найти в расписании ближайший экспресс "TLK" до Кракова, и взять билет в вагон второго класса; если вы не курите - в вагон для некурящих.
    Не перепутайте! Берите билет на «express» (экспресс), а не на «pospieszny» (скорый), и на «TLK», а не просто «EX».
    Билет стоит около 15 Евро на поезд TLK в вагон второго класса (для справки в 2003-2004 году ~ 15$, в 2000-2001 ~ 18$, в 98-99 году ~13$), или 30 Евро на фирменный экспресс.

    Обычно билеты на поезд есть всегда, и купить их можно хоть за 5 минут до отправления. Исключения составляют рождественские праздники, день поминовения усопших (1 ноября) и самое начало или окончание школьных каникул.
    В такие дни уже за пол часа до отправления может не быть билетов 2 класса. Впрочем, часто на рождественские праздники польская железная дорога делает скидки, и билет 1 класса в такие дни стоит не дороже, чем 2 класс в обычные.

Как можно сэкономить?

    Как я уже писал - выбирайте поезда TLK - они в 2 раза дешевле.
    Во-вторых, можно немного сэкономить, если взять билет на поезд "без места".
    Дело в том, что стоимость билета в Польше включает в себя стоимость проезда и стоимость самого "места" (miejscowka). Если во время поездки вы не занимаете сидячего места, то и не обязаны за него платить.
    В этом случае вам не за чем покупать билет в кассе. Вы можете просто сесть в поезд (без билета), и потом купить билет у контролёра-кондуктора. Это не является нарушением правил, поэтому никаких штрафов с вас не возьмут.
    Единственное неудобство - всю поездку вам придётся стоять в коридоре или примоститься в тамбуре.
    Но для тех, кто решил экономить каждый цент - это тоже способ сократить свои расходы.

Скидки на билеты

    Никаких скидок для иностранных студентов, в том числе по картам ISIC, на польской железной дороге не дается. (Если, конечно, вы не учитесь в Польше; но тогда вы получаете скидку на польскую "студенческую легитымацию".)
    Иностранные дети имеют право на скидку только во время школьных каникул или новогодних праздников, и только на основании документа, подтверждающего что ребёнок учится в школе. Это не мой бюрократический язык, а идиотизм местных правил. Просто так ребёнок школьного возраста скидку не получит - у него обязательно должен быть документ, удостоверяющий, что он является учеником школы. В связи с этим правилом всегда возникает множество проблем с детьми из стран, где детям не выдают специальные школьные удостоверения.
    Так что во избежание неприятностей, поинтересуйтесь у главного кассира, имеет ли ваш ребёнок право на скидку по имеющемуся у него документу. В случае, если вы уверены в совей правоте - купите ребёнку билет со скидкой, но приготовьтесь доплатить контролёру разницу до стоимости полного билета.

    Кстати, в кассе любому могут продать билет с любой скидкой. Но при проверке билетов в поезде вы должны будете показать контролёру документ, дающий право на льготу.

Телефонный звонок из Варшавы. Домой или другу

    Прямо на вокзале вы можете купить телефонную карту, например, что бы позвонить домой, сообщить, что всё в порядке, или предупредить польских друзей во сколько вас встречать на вокзале.
    Купить карточку можно на почте - она находится под лестницей ведущей на второй этаж. В воскресенье почта закрыта, но работает газетный киоск по соседству; не ищите телефонную карту на витрине, а сразу попросите её у продавца. Скажите "Попроше картэ телефоничнон" или просто по-русски: "карта до телефона".
    Телефонные карты едины для всей Польши, поэтому купив карту в Варшаве вы сможете пользоваться ею и в Кракове.
    Подробнее о телефонных картах можете прочитать здесь.

Пока вы в Варшаве. Панорама города

    Даже если вы находитесь в Варшаве проездом, и всё, что вам нужно - лишь пересесть на другой поезд, всё равно иногда придётся час-другой проводить в ожидании поезда. Обычно это время проводят в зале ожидания на вокзале, но есть способ лучше.
    Рядом с вокзалом расположено высотное здание Дворца Культуры и Науки (PКiN), построенное Советским Союзом и подаренное Польше в 1955 году, к проходившему в Варшаве Международному Фестивалю Молодёжи и Студентов.
    На верхних этажах этого здания находится обзорная площадка, с которой открывается прекрасная панорама на город. Так что если вам не жаль 15 zl (это около 4 Евро), можете взглянуть на польскую столицу с высоты птичьего полёта.
    Сайт дворца культуры и науки: www.pkin.pl (видовая терраса).

    Правда, если вы путешествуете в одиночку, у вас будут также расходы на камеру хранения. А стоит она довольно дорого: 8 zl (2 Евро) в час за большую сумку.
    Кстати, когда оставляете вещи в камере хранения, постарайтесь запомнить, где она находится. Ибо искать её потом, за 10 минут до отправления поезда - занятие не из приятных.
    Разумеется, путешествуя компанией, удобнее всего оставить присматривать за вашими вещами любителей "тихого отдыха".

    Итак, из главного зала вокзала выходите налево (если смотреть на кассы), и сразу же увидите здание похожее на знаменитые московские высотки. В подземных переходах легко заблудиться, поэтому лучше идти к цели прямо через улицу.
    Нужный вам вход в здание находится с противоположной от вас стороны: со стороны торговых рядов. Касса находится прямо на первом этаже.

    Наверх вас доставит скоростной лифт с лифтёром. Нет смысла описывать панораму, лучше посмотрите фотографии.
    Кстати, вот как выглядела Варшава в 1963 году >>
    На обзорной площадке находится и "Нескафе-кафе". Правда за всё придётся платить уже из собственного кармана.

    Это всё. В центре города, кроме как на современные небоскрёбы, смотреть, в общем-то, не на что. За торговыми центрами располагаются довольно серые улочки. И только пройдя значительно дальше вы, наконец, выйдете на живописную улицу под названием "Краковские предместья" (как видите, и здесь, все самое хорошее связано с Краковом; а краковяне говорят, что "все плохое приходит к ним с Варшавы"). Но это уже совсем другая история... (См. Варшава.ру - описание экскурсий по Варшаве).

Поездка Варшава-Краков

    Перрон (peron) с которого отправляется поезд можно узнать как в желтых листах расписаний поездов, так и на электронном табло "Odjazdy", висящем над лестницей ведущей из главного зала на перроны.
    В расписании после указания времени отъезда стоит римская цифра. Это и есть номер перрона (peron; не перепутайте его с номером пути - tor). Обратите внимание, что в расписании есть три столбика времени отправления. Дело в том, что в нём указывается также время для вокзалов Варшава-Восточная (Warszawa-Wschodnia) и Варшава-Западная (Warszawa-Zachodnia). А вам нужен средний столбик, в заголовке которого написано "Warszawa-Centralna".
    В расписании в нижней сроке для каждого поезда часто встречаются дополнительные обозначения. Цифры (могут быть от 1 до 7) означают день недели, когда поезда отправляются. Стоит отметить, что многие поезда отменяются накануне рождества, в новый год и на пасху - для этого придуманы многочисленные дополнительные значки, способные запутать каждого, кто не знает польского языка.

    Подождать поезд можно в зале ожидания, расположенном на втором этаже вокзала. Подняться туда можно по лестнице, находящийся в противоположном от касс конце зала.

      Любителям табака следует помнить, что на железнодорожных перронах запрещено курить. Если вы закурите - к вам подойдёт полицейский, и безо всякого предупреждения потребует заплатить штраф. Аналогичный запрет действует в отношении распития спиртных напитков.
    Так что курите в поезде, курите возле вокзала, но только не на перроне.

Лестница. Первое, что вы увидите, приехав в Краков

    В ожидании поезда вы можете заранее перейти в нужный сектор (каждый перрон разделён по длине на 4 сектора). Для этого найдите план размещения вагонов поездов. Обычно такие планы висят на перронах рядом с расписаниями прибытий и отправлений (это листы с бело-жёлтыми столбцами, на которых нарисованы паровозы и вагоны). Планы могут быть для международных и местных поездов, поэтому если вы нашли такой план, но на нём только заграничные поезда - поищите аналогичный план с другой стороны стенда с расписанием.
    Впрочем, хочу предупредить, что нередко количество вагонов сокращается, и сектора сдвигаются, так что не стоит верить этим планам на все 100%.
    Незадолго до момента, когда поезд въедет на станцию, делается объявление какой вагон в каком секторе останавливается. (Хотя понять это объявление тому, кто не знает польского, обычно невозможно.)

    Поезда подаются всего лишь за 10-15 минут до отправления, и иногда они опаздывают с прибытием. Так что не видя поезда, не нервничайте раньше времени. Надпись на табло появляется обычно за 15 минут до прихода поезда. Следите за реакцией окружающих и сохраняйте спокойствие.
    Не исключена ситуация (хотя сегодня такого практически не бывает), что ваш поезд прибывает на другой путь. Так что слушайте объявления, а если не понимаете по-польски - следите за реакцией ожидающих.

Размещение в поезде

    Входя в купе, не забудьте поприветствовать ваших попутчиков, сказав им "Джень добры" (Dzien dobry - добрый день)..
    Большие сумки и чемоданы нужно разместить на верхних полках. Если вся площадь полок уже занята, и вы видите, что сделано это было не рационально - не стесняйтесь предложить попутчикам перераспределить их багаж: например, плоские чемоданы поставить "на попа", а какую-нибудь бесформенную сумку положить поверх другой. Никогда никто не протестует против такой рационализации, а скорее наоборот, среди ваших новых соседей вы найдёте помощников.

Тоннель, 40 минут от Кракова    Дорога от Варшавы до Кракова на экспрессе занимает около 3 часов (раньше было около 2,5).
    Не забудьте, что в InterCity один раз кормят бесплатно (второй - за деньги), а в обычных экспрессах за всё надо платить. Когда официант приносит бесплатный перекус, он предложит вам на выбор кофе, чай или сок.
    Если бесплатной еды не предусмотрено, а вы проголодались – поищите вагон-ресторан. Там можно взять какой-нибудь сэндвич и напиток за 5-6 злотых.

    Вообще, вагоны в польских экспрессах довольно комфортны.
    Единственный неприятный момент поездки заключается в том, что летом, в особо сильную жару, вентиляция с ней не справляется. Но эта проблема легко решается, если выйти в коридор и открыть окно. ;-)
    Однако не забывайте, что в жару от любого сквозняка очень легко простудиться. Не стоит высовываться, можно просто высунуть в окно руку, поверьте моему опыту - это прекрасно охлаждает.

    Если вы успели проголодаться - к вашим услугам вагон-ресторан. В отличие от наших, где посетители садятся, и ждут официантов, к польским вагонам-ресторанам больше подходит определение "буфет". В вагоне вдоль одной стены располагается ряд столиков за которыми можно кушать стоя, и рядом с каждым - ряд кресел на тонкой ножке, как у барных стоек.
    Вы сами подходите к окну буфета, называете блюдо, платите, и затем ждёте пока его приготовят.

    Если в вагоне-ресторане, нет свободных мест, а сидящие за столиками уже закончили свою трапезу и теперь просто сидят и мило беседуют - скажите об этом буфетчику, и тот вежливо попросит посетителей освободить места для новых клиентов. Здесь это в порядке вещей.

    Примерно за 40 минут до прибытия в Краков поезд проезжает тоннель (станция "Tonel"). На пол минуты погружаясь в темноту. По времени проезда тоннеля можно определить на сколько точно идёт поезд.

    Опоздание минут на 15, по моим наблюдениям, вполне нормальное явление. Впрочем, как им приезд 5-10 минут раньше.

    Кстати, в 2002 году после реконструкции открылся обновлённый вокзал Krakow-Plaszow. И теперь даже экспрессы прибывающие в Краков делают две остановки: первую - на центральном вокзале Krakow Centralny [Кракув Центральны], а вторую на Krakow Plaszow [Кракув Плашув].
    Вам нужна первая остановка - Krakow Centralny.

Покупка обратного билета

Главная почта в Кракове
Здание Главной почты в Кракове

    Если у вас нет обратного билета на поезд из Варшавы домой, его можно купить не только в польской столице, но и в Кракове (впрочем, как и в любом другом польском городе - все кассы связаны в единую компьютерную сеть). На варшавском вокзале можете просто посмотреть расписание, чтобы точно знать на какой конкретно поезд потом просить билет.

    Впрочем, даже если вы этого и не сделаете, в самом Кракове вам все подробно расскажут, т.к. очередь у заграничной кассы там обычно состоит всего из одного человека. .

    Ещё раз обращаю внимание на то, что если Краков - промежуточный город Вашего путешествия, помните, что обратный билет в Россию вы сможете купить в кассе любого города.

    А в Кракове для этих целей существует специальная "Заграничная касса". Эту кассу вы сразу узнаете по надписи "Kasa zagraniczna" и отсутствию длинной очереди.
    Если к заграничной кассе вытянулся длиннющий хвост - это просто неровная очередь к соседнему окну. ;-)

    Планируя на каком поезде уехать из Кракова, стоит иметь ввиду, что большинство экспрессов проходит через всю страну, и Варшава для них лишь промежуточная остановка. Поэтому ищите в расписании не только поезда в Варшаву, но и в Гданьск.
    Кстати, такой экспресс не обязательно отправляется из Кракова, а вполне может идти из более южной местности.

    Выбрав нужный поезд, вы подходите к кассе и называете ваш конечный пункт, номера поездов из Кракова и Варшавы и время их отправления. Кроме того, что вы хотите вагон второго класса, можете добавить, например, "вагон для некурящих, по ходу движения".
    Кассир может поинтересоваться, для кого покупается билет. На это ему нужно назвать лишь пол путешествующего - женщина или мужчина. Хотя из личного опыта скажу, что это не значит, что потом к мужчине не подсадят женщину и наоборот.
    А вот документов с собой при покупке билета приносить не нужно. Здесь, в отличие от наших касс, никого не интересует есть у Вас виза или нет - это будут Ваши проблемы. И, конечно, билет не является именным.
    Итак, кассир выдаёт вам 3 билета: 1) билет от Кракова до России (книжка), 2) бронь места в поезде из Кракова до Варшавы, 3) бронь места в поезде из Варшавы в Россию. Кондукторам в обоих поездах нужно предъявлять два билета - общий и на конкретное место.

    Кстати, интересный случай произошёл со мной в поезде Краков-Варшава.
    Утро, путь не близкий… я решил вздремнуть. Сквозь сон я слышал, как пришёл контролёр, и начал проверять билеты, но решил ради интереса посмотреть: каким образом он меня разбудит?
    Оказалось… никаким! Контролёр меня вообще не стал будить, очевидно, посчитав, что если всем достались места, значит и у меня должен быть билет. Так и хранится в моей коллекции непрокомпостированный билет "Краков-Варшава".

Какой обратный поезд выбрать?

    Обратных поездов из Варшавы в Москву несколько, из них стоит выделить три.
    «Полонез» («D10» в польском расписании) отправляется в вокзала «Варшава Центральная» в 15:25 и приезжает в Москву в 11:45 следующего дня. Что бы не него попасть нужно сесть на поезд, отправляющийся из Кракова не позже 12:00, что бы прибыть на «Варшаву Центральную» в 15:05. (Конечно, если Вы хотите походить по польской столице, стоит выбрать ранний утренний поезд в Варшаву.)
    «Влтава» («D405» в польском расписании) отправляется с вокзала «Варшава Центральная» в 10:18, и приезжает в Москву в 9:37 на следующий день. Что бы сесть на него нужно выехать из Кракова экспрессом, отправляющимся не позже 7:00.
    Берлинский поезд («EN447» в польском расписании) приезжает на «Варшава-Восточная» в 11:07, и отправляется в 12:04. В Москву он прибудет в 9:37. Что бы попасть на этот поезд берите билет из Кракова до станции «Wraszawa Wschodnia» (восточная) - это будет 3-я станция в Варшаве.
    Эти поезда – самые удобные.

    Наконец, время от времени ходит прямой поезд «Краков-Москва» для любителей использовать время «по максимуму». В последний раз он отправлялся из Кракова в 2 часа ночи, и прибывал в Москву в 8:05. Можно максимально использовать последний пребывания в городе, походить по улицам до ночи; провести всего один полный день в поезде, и даже выйти на работу к 10 утра. :-)
    Для этого нужно в 2:30 (ночи) сесть на поезд идущий через Катовицы. В 4:30 выходите в Катовицах, куда в 5:05 прибывает берлинский поезд. В 5:20 он отправляется из Катовиц, проходит границу в час дня, и в 8:05 следующего дня прибывает в Москву.

    Примечание: здесь я везде указываю время отправления с вокзала «Краков Главный».

    Поскольку гостиничные сутки кончаются в 12:00, вы можете собрать свои вещи утром, перевезти их на вокзал, и сдать в камеру хранения. Спокойно погулять ещё день по Кракову, и в пять вечера уехать в Варшаву.

    Но я хочу предложить вам другой вариант: сделать на обратном пути остановку в Варшаве.
    Вы можете, например, погуляв утром по Кракову, забрать до 12:00 из гостиницы свои вещи, и приехать в Варшаву днём.
    На варшавском вокзале сдать свои вещи в камеру хранения, и погулять по Варшаве.
4-5 часов хватит для того, что бы пройти пешком от вокзала в Старый город, осмотреть там всё, неспеша пройтись по     Королевскому тракту, даже поужинать, и спокойно вернуться к вечернему поезду в Москву.

    Кстати, если поезд в Варшаву опаздывает буквально на 5 минут, и вы не успеваете сделать пересадку - есть шанс "поймать убежавший поезд". Это, к сожалению, не относится к поездам идущим на восток, но успеть на "убегающий" поезд в Западную Европу таким образом можно.
    Способ заключается в том, что бы в Варшаве выйти не на станции "Варшава-Центральная", а на первой же остановке - "Варшава-Западная". Все поезда в Западную Европу после "Warszawa-Centralna" делают остановку на "Warszawa-Zachodnia", где вы и сможете их поймать.

За сколько дней нужно брать билет?

    Раньше я писал "за сколько хотите". Но в последнее время ситуация изменилась.
    Хотя обычно билеты есть всегда - их можно взять хоть за день до выезда, но иногда случается, что по неясным причинам внезапно пропадают все билеты на выходные дни. При чём как во втором, так и в первом классе.
    И происходит это далеко не в "критические дни" для покупки, а абсолютно вне сезона. То ли количество "мешочников" в эти дни возрастает, то ли ряд спортивных команд вдруг устремляются в Россию, но факт остаётся фактом - билетов не достать.

    Поэтому для вашего личного спокойствия - лучше не откладывать покупку билетов на последние дни. А ещё лучше, если у вас достаточно наличных, или есть кредитная карточка - купить обратный билет сразу же по приезду.

    Впрочем, хочу вас успокоить, если не удаётся купить билет на пятницу и субботу (что бы в воскресенье вернуться в Москву), то уж на воскресенье билет точно будет.

Вы едете из Праги...

    Из Праги в Краков идет прямой поезд со спальными вагонами. Отправляется он из чешской столицы в 20:17, и прибывает в Краков в 6:51. Билет стоит около 30 Евро.
    Раньше был также поезд с сидячими вагонами, который отправлялся из Праги в 14:09, и прибывал в Краков в 21:46, но лично я предпочитаю провести ночь в поезде, чем тратить световой день на восьмичасовой переезд.

    А вообще, я советую Вам сделать наоборот - сначала посетить Краков, а уже потом ехать в Прагу. (Обратные поезда идут примерно в это же время).

    Кстати, местные спальные вагоны не такие благоустроенные, как на поездах из России - здесь нет раковины, да и стенки, смотрящие в коридор, прозрачные. Пограничники приходят среди ночи, причем практически одновременно чешские и польские, но не заставляют вас показывать свои вещи. "Шмонать" могут только местных ;-).
    Исходя из личного опыта, могу посоветовать в ночь предшествующую переезду постараться хорошенько выспаться, если с 5 часов утра до полудня (начала гостиничных суток) вам придется "осматривать город".
    Еще в Праге вы можете позаботиться о покупке начальной суммы польских злотых. Ибо в пять утра в Кракове все нормальные обменные пункты закрыты, и работает лишь одна "хитрая" контора у центрального вокзала, где курс покупки валюты на 10% ниже, чем везде.
    В Праге польскую валюту можно купить в солидных конторах, отличить их можно по большим окнам и просторным офисам, например, на Вацлавской площади. Кстати, польский злотый сокращается как "PLN".
    Если у вас кредитная карточка - ваши дела лучше. Банкомат есть в зале ожидания на вокзале, и в торговых рядах напротив вокзального здания.
    Городской транспорт ко времени прихода Пражского поезда уже работает. (См. "Покупка билетов".) К вашим услугам также такси, стоянка которых находится на крыше вокзала. Средняя цена поездки до "средне удаленной" гостиницы от вокзала 15-20 zl (2,30 zl за километр днём и 3,50 zl вечером - цены 2009-2012 гг). В отличие от Праги, здесь таксисты берут оплату строго по счетчику. (См. "Такси".)

Прямые поезда в Краков из разных стран

Железнодорожный вокзал в Кракове    Эта тема вынесена в отдельный раздел "В Краков из других стран".

Обратный путь. Граница

    На обратном пути польские пограничники вновь из любопытства поинтересуются откуда вы едете. Их интересует не город, а только страна. Отвечайте: "- Из Польши". Если спросят, где жили, отвечайте «в гостинице». Редко у кого они просят показать какие-то счета.
    Если вы не превышаете времени, отведённого Вам по визе – никакие неприятности Вам не грозят.

    Наши пограничники приходят сразу же после пересечения границы. Вместе с ними идут и таможенники. На сей раз вам снова нужно заполнить декларацию.
    При въезде в страну задача таможенников - взять пошлину с "челноков". Поэтому если вы не ввозите закупленные товары в промышленных количествах - на вопросы таможенника (обычно это, кстати, таможенница) что везёте - отвечайте "Ничего".
    После того, как пограничники с таможенниками прошли и поезд тронулся больше никаких проверок и контролей не будет. Поэтому знающие люди просят проводника запереть купе, а сами отправляются в Брест посидеть в каком-нибудь кафе, пока будет продолжаться процедура смены колёс.
    Если вы не очень любите незнакомые кафе в незнакомом городе, можете ещё раз посмотреть на смену колёс. А заодно оценить услуги белорусского сервиса. Ибо как только уходят пограничники в поезд заползают многочисленные торговки. Ассортимент довольно неплохой: водка, пиво, курица, картошка, газировка. Я не могу отвечать за качество предлагаемых продуктов, но пока, похоже, никто не отравился. :-)
    При покупке обязательно нужно торговаться - и цены обычно снижаются. Так, если водку сначала предлагают за 20 злотых, то потом за 15, 12, и в конце концов - за 10.
    Любители житейских историй при покупке чего-либо могут бесплатно получить рассказ о нелёгкой жизни в братской Белоруссии.

Версия для печати



Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы; Практическая часть: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Аквапарк :: Магазины; Туристическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Краковские шопки :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

Коммерческая реклама:
< Главное меню © 1997- 2012, Калашников Николай
krakow.ru@mail.ru
Последнее обновление: май 2012
  www.krakow.ru